Инструкция подготовлена совместно с Софьей Прохоровой, юристом «Правовой команды», и Ольгой Шумбуровой, исполнительным директором ассоциации «Юристы за гражданское общество».
Цели создания НКО
Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ, существует 16 организационно-правовых форм некоммерческих организаций, каждая из которых создается для определенных целей.
Многие из них регулируются специальными законами.
Пример: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и т.д.
Перечень целей, для достижения которых могут создаваться некоммерческие организации, закреплен в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях». К ним относятся, например, социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные. Также НКО могут защищать права, законные интересы граждан и организаций, разрешать споры и конфликты, оказывать юридическую помощь. Перечень открытый, НКО могут создаваться и в других целях, направленных на достижение общественных благ. Ставить своей основной целью извлечение прибыли НКО не может.
Когда речь заходит о некоммерческих организациях, создаваемых для осуществления благих дел, подразумеваются те организационно-правовые формы, которые называет Федеральный закон № 7 «О некоммерческих организациях».
Среди них — общественная организация, общественное движение, ассоциация (союз), общественно полезный фонд, автономная некоммерческая организация и учреждение.
Специфика каждой формы НКО
При выборе организационно-правовой формы НКО нужно руководствоваться спецификой деятельности будущей организации.
— Общественные организации объединяют членов на основе общего интереса для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
— Общественные движения основаны на участии и преследуют социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
— Ассоциации объединяют граждан и юридических лиц для представления и защиты общих (зачастую экономических или профессиональных) интересов.
— Общественно полезные фонды создаются в благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, как правило, аккумулируя имущество и направляя его на помощь благополучателям.
— Автономные некоммерческие организации создаются для оказания услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
— Учреждения осуществляют управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.
Что нужно знать перед созданием НКО?
Выбор организационно-правовой формы НКО – ключевой вопрос, который должны решить учредители на этапе создания некоммерческой организации. Ошибка в выборе формы впоследствии может сильно помешать в работе.
Пример: могут возникнуть трудности, если для оказания адресной материальной помощи благополучателям вы создали автономную некоммерческую организацию, ведь это деятельность фондов.
Перед началом разработки документов для регистрации НКО необходимо задать себе следующие вопросы, которые помогут определить подходящую организационно-правовую форму:
— В чем будет состоять специфика деятельности будущей организации?
Например, она может объединять членов или оказывать услуги неопределенному кругу лиц.
— Из каких источников будет финансироваться деятельность будущей организации?
Собирается ли НКО привлекать пожертвования, будет ли она финансироваться за счет членских взносов?
— Сколько учредителей участвуют в создании НКО?
Для создания АНО, фонда, учреждения достаточно одного учредителя. Ассоциацию (союз) создают не менее двух учредителей, а общественную организацию и общественное движение – не менее трех.
— В какой форме будет осуществляться деятельность НКО?
Удобно ли осуществлять планируемую деятельность в корпоративной (основанной на членстве или участии) организации либо более подходящей будет унитарная (не предусматривающая членство) форма?
— Найдется ли необходимое число единомышленников, чтобы сформировать все органы управления и надзора?
Основные федеральные законы, которые нужно изучить перед регистрацией НКО
Какие формы могут создать общественные объединения, а какие — государство?
Учредителями общественных организаций и общественных движений могут быть физические и юридические лица — общественные объединения. Государство в данном случае не может выступать учредителем.
Частные учреждения (в отличие от государственных или муниципальных) создают граждане – физические лица.
Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование могут учредить соответственно государственное учреждение или муниципальное учреждение.
Учредителем АНО или фонда может выступить физическое или юридическое лицо. Для государства или муниципалитета запрета на их учреждение нет.
Однако ограничение существует для организаций со статусом «благотворительная». В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации.
В Федеральном законе «Об общественных объединениях» упоминаются государственно-общественные и общественно-государственные объединения, которые создаются и осуществляют деятельность на основании специальных нормативных правовых актов органов государственной власти.
Как меняется устав в зависимости от формы НКО? Насколько кардинальны отличия?
Деятельность организаций различается в зависимости от формы, а значит по-разному будут сформулированы цели и предмет деятельности создаваемой НКО.
Источники формирования имущества тоже будут фиксироваться в уставе с отличиями, если организация включает такие положения в устав (с 1 марта 2023 года это необязательно. — Прим. АСИ).
В уставе также указывается информация о том, является ли организация корпоративной — общественная организация, общественное движение, ассоциация (союз) — или унитарной — фонд, автономная некоммерческая организация, учреждение.
По закону устав НКО обязательно должен содержать в себе положения об органах управления и надзора. При этом система органов различается для разных организационно-правовых форм.
Например, управлять АНО может как единственный учредитель, так и высший коллегиальный орган управления, например, собрание учредителей или совет.
В общественной организации и общественном движении обязательные органы — высший коллегиальный, постоянно действующий коллегиальный руководящий, единоличный исполнительный и контрольно-ревизионный.
В ассоциации (союзе) — высший коллегиальный, единоличный исполнительный и контрольно-ревизионный.
В фонде — высший коллегиальный, единоличный исполнительный, контрольно-надзорный (а в благотворительном фонде еще и контрольно-ревизионный).
В учреждении — высший единоличный и единоличный исполнительный.
Какие формы проще всего создавать и поддерживать юридически?
С точки зрения администрирования, унитарные формы — АНО, фонд, учреждение — более просты в управлении. Они требуют меньше (в отличие от корпоративных форм) обязательных органов. Также в таких организациях не нужно постоянно актуализировать состав членов: принимать, исключать, вести учет, контролировать своевременную уплату членских взносов и так далее.
С другой стороны, корпоративные НКО имеют дополнительный источник финансирования, которого унитарные организации лишены, — членские взносы.
Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, простоту управления в АНО, для них существует серьезный риск полного блокирования деятельности. Это такая ситуация, когда учредитель по объективным причинам не в состоянии осуществлять свои полномочия и включает в состав учредителей другое лицо с дальнейшей передачей ему своих полномочий.
По закону принять в состав учредителей новых людей можно по единогласному решению действующих учредителей. Есть такие организации, которые создает один учредитель и он же ими управляет. И иногда этот учредитель по каким-то причинам не может осуществлять свои права и обязанности (заболел или умер).
Если учредитель и руководитель — одно лицо, то уже на этом этапе деятельность останавливается, потому что отчетность сдавать некому, договоры подписывать никто не может, операции по счету никто не подтвердит.
По истечении срока полномочий действующего руководителя (если это не учредитель) организация «обездвиживается». Принять новых учредителей без решения действующего (даже если он умер) — нельзя, поменять руководителя или продлить срок полномочий действующего руководителя — нельзя. Можно только попытаться ликвидироваться через суд.
Необходимо также учитывать, что фонды, в отличие от иных некоммерческих организаций, имеют особый порядок прекращения деятельности и могут ликвидироваться только по решению суда.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность фондов, получающих в течение года имущество (в том числе деньги) стоимостью более 3 миллионов рублей, подлежит обязательному аудиту. Это значит, что фонд не может применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, и руководитель фонда не может принять на себя его ведение.
Однако при выборе организационно-правовой формы для создаваемой НКО необходимо учитывать особенности той деятельности, которую планируется вести, а не кажущуюся простоту или удобство управления отдельными организационно-правовыми формами.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.