Новости
Новости
09.09.2024
06.09.2024
05.09.2024
18+
Статьи

В Екатеринбурге расследуют обстоятельства гибели в приемной семье шестилетнего Далера Бобиева

Представители НКО считают, что необходима дорожная карта взаимодействия органов опеки, НКО и приемных семей.

Фото: pixabay.com

Почти четверо суток представители правоохранительных органов и волонтеры искали шестилетнего мальчика Далера Бобиева. Он пропал 26 июня из приемной семьи Наумовых. Об этом в поисковый отряд «Лиза Алерт» сообщила его опекун Вероника. В ночь на 29 июня женщину задержали, а позже в гаражном комплексе, недалеко от дома, где живут Наумовы, нашли сумку с телом ребенка.

Как сообщил исполняющий обязанности руководителя СУ СК России по Свердловской области Анатолий Надбитов, ребенок скончался несколько месяцев назад, предположительно еще в декабре прошлого года. Точную причину смерти установит судебно-медицинская экспертиза. Во время допроса Вероника Наумова призналась в преступлении, но заявила, что смерть наступила в результате несчастного случая. Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по статье «Убийство малолетнего».

Органы опеки должны были регулярно посещать семью Наумовых, чтобы контролировать, в каких условиях содержатся дети и как с ними обращаются. В СМИ появилась информация, что, согласно договору о патронаже, проверить семью, усыновившую Далера Бобиева, должны были еще 5 июня. Однако опекун Вероника Наумова попросила сдвинуть сроки на 26-27 июня. Именно тогда женщина и заявила об исчезновении мальчика.

Насколько добросовестно представители органов опеки относились к своим обязанностям, предстоит установить в ходе расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть человека»).

«В результате бездействия должностных лиц, ответственных за надлежащий контроль за воспитанием опекаемого ребенка, наступили условия, способствовавшие совершению особо тяжкого преступления в отношении малолетнего. Будет дана правовая оценка действиям (бездействию) должностных лиц, ответственных за исполнение своих обязанностей», — говорится в официальном заявлении Следственного управления СК России по Свердловской области.

Министерство социальной политики по Свердловской области также проверит Управление соцполитики N 25, сотрудники которого патронировали приемную семью, где погиб ребенок. Тем временем журналисты нашли Даниила Егольникова — бывшего воспитанника Вероники Наумовой.

Молодой человек заявил, что еще год назад жаловался в органы опеки на жестокое обращение в отношении Далера, но реакции на его просьбу помочь не последовало.

В семье Наумовых шестеро детей, трое из них, включая Далера, приемные. После задержания Вероники Наумовой пятерых детей забрали в социальный центр. Глава семьи Александр Наумов — участник СВО, его срочно возвращают домой. Ему придется ответить на вопрос следователя, знал ли он о гибели Далера, когда в марте 2023 года приезжал в отпуск домой.

Задержанная по подозрению в убийстве Вероника Наумова работала в АНО «Центр социальной поддержки “Лукоморье”». Информация об этом была размещена на сайте организации, но после задержания женщины была удалена. Центр «Лукоморье» около 10 лет занимается работой с опекаемыми детьми, детьми из малообеспеченных и многодетных семей. В прошлом году Наумова устроилась туда учителем биологии и географии, вместе с мужем они вошли в состав учредителей.

«Мы с семьей ездили поздравлять Наумовых с Новым годом и заметили, что Далер не вышел за подарком — Вероника сказала, что он спит. Мы, конечно, удивились тогда, но лишь сейчас я сопоставляю факты. В моей семье четверо своих детей и пятеро приемных, мой брат стал опекуном семерых. Представители опеки к нам приходят раз в месяц, общаются со всеми детьми. Сейчас все очень остро переживают эту трагедию», — рассказала АСИ Марина Лагунова, директор семейной школы «Лукоморье».

Гибель шестилетного Далера Бобиева глубоко потрясла екатеринбуржцев. К дому, где живет семья Наумовых, горожане приносят цветы и игрушки. Ситуацию прокомментировали многие должностные лица.

«В этой трагической истории очевиден сбой в работе всех органов, ответственных за жизнь и здоровье ребенка. Как выясняется, сигналы о неблагополучии в этой семье были, но преступная халатность, бездействие со стороны сотрудников органов системы профилактики привели к трагическому финалу. История Далера еще раз показала, что равнодушие и безучастность к жизни ребенка не допустимы с любой стороны – сотрудников органов системы профилактики, близких и соседей ребенка и даже посторонних людей, заметивших признаки неблагополучия», — заявил уполномоченый по правам ребенка в Свердловской области Игорь Мороков.

Представители ряда некоммерческих организаций Екатеринбурга, которые работают с приемными семьями, говорят о том,что пока рано делать выводы в отношении органов опеки — необходимо дождаться официальных результатов следствия.

«Мы работаем с семьями с приемными детьми уже давно, проводим качественную подготовку и диагностику. Все семьи, кто взял приемных детей, на связи с нами. Это очень сложный процесс адаптации. Мы понимаем, что бывают сложности, но в целом трагедия может произойти безотносительно того, в какой семье воспитывается ребенок — в кровной или замещающей. Мы в свою очередь понимаем, насколько важную и нужную работу мы делаем, оказывая всестороннюю поддержку семьям с приемными детьми и находясь с ними в постоянном контакте», — рассказала АСИ Лариса Бучельникова, директор АНО «Семья детям».

Согласен с мнением коллеги и Валерий Басай, директор Благотворительного фонда «Дорогами добра». С 2006 года сотрудниками фонда была организована «Школа приемных родителей». На данный момент более 400 детей приняты в семьи, сформировалось сообщество приемных родителей, поддерживающих друг друга.

«Тот факт, что трагедия произошла в приемной семье, не должно подрывать весь институт приемных семей. К сожалению, мы видим сейчас много негатива и подозрений и в адрес опекунов, и в адрес органов опеки. Давайте будем честны: сотрудники опеки завалены работой, на каждом десятки семей, запросов, жалоб.

Я вполне допускаю, что сотрудник опеки мог довериться опекуну и отложить проверку семьи. Почему чиновникам не разрешается выходить онлайн на связь с подопечными? Был бы шанс визуально убедиться, жив ребенок или нет. Выводов из этой ситуации можно сделать много. Главное, что мы можем предложить — создание совместной дорожной карты с органами опеки, чтобы помогать приемным семьям и вовремя замечать намечающиеся проблемы», — сказал АСИ Валерий Басай.

«Дело не в том, что помощи приемным семьям нет. В Екатеринбурге огромное количество — по сравнению с другими регионами — поддерживающих организаций, много реально крутых специалистов. Дело вообще не в системе, а в том, что всем на всех наплевать.

Ребенка бьют, орут на него, а мы мимо идём: их дело.

Оплакивая судьбу Далера, давайте прежде всего себе вопросы задавать, насколько нам не все равно, что происходит в соседской квартире, откуда слышны детский плач и звуки побоев», — подвела итог Юлия Аюпова, директор Ассоциации замещающих семей Свердловской области.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике