В сентябре 2022 года были внесены поправки в Федеральный закон «О рекламе». Ранее АСИ подробно рассказывало, что изменилось в законодательстве и как новые требования могут повлиять на работу некоммерческих организаций.
В новом материале отвечаем на актуальные вопросы, с которыми сталкиваются НКО.
Юристы подчеркивают: не существует единой инструкции, которая подходила бы для каждой организации. В каждом отдельном случае необходимо разбираться, являются материалы НКО рекламой или нет и не нарушила ли организация закон. Этот материал – компиляция советов юристов в целом. Для разбора конкретного случая необходимо обратиться за юридической помощью.
Попадают ли под закон материалы, публикуемые НКО?
Новые поправки касаются любой рекламы, распространяемой на ресурсах, доступных для граждан РФ, и ориентированной на них вне зависимости от того, кем конкретно она размещается: коммерческими компаниями, НКО, индивидуальными предпринимателями и пр.
Дарья Милославская, юрист и идейный вдохновитель проекта «Правовая команда», уточняет: в первую очередь этот закон направлен на тех, кто занимается рекламной деятельностью. Как правило, у НКО она не прописана в уставе и не значится в списке имеющихся кодов ОКВЭД.
«Однако на НКО тоже распространяется закон, поскольку информация, которую они публикуют, бывает разного характера. Тут возникает вопрос: а знает ли тот, кто будет проверять эти материалы и квалифицировать их как рекламные или нет, что рекламная деятельность – это в принципе не деятельность НКО?», – отмечает юрист.
Нужно ли заключать договор с оператором рекламных данных?
Операторы рекламных данных (ОРД) – это организации, которые собирают и отправляют данные в Роскомнадзор, чтобы отчитаться о публикуемой рекламе. Именно они присваивают рекламным объявлениям идентификаторы, без которых распространять рекламу в интернете нельзя.
Прежде чем заключать договор с оператором рекламных данных, НКО должна понять, действительно ли она публикует рекламу на своих ресурсах и не нарушает ли это ее устав. Бывает, что из-за страха быть привлеченными к ответственности организации начинают приравнивать свои обычные информационные тексты к рекламе.
Определить, являются ли публикуемые материалы рекламой или нет, можно, изучив разъяснения Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Если НКО все же посчитала, что размещает рекламу и это не противоречит ее уставу и присвоенным кодам ОКВЭД, нужно определить свою роль. Если НКО размещает свою рекламу на сторонних ресурсах, она выступает в роли рекламодателя. Если же НКО публикует на своих ресурсах стороннюю рекламу, она – рекламораспространитель.
«Самый распространенный и принятый сейчас вариант — рекламораспространитель должен получить токен, поставить метки в рекламе и отчитаться. Но бывают ситуации, когда ответственность за передачу данных возлагается на рекламодателя, потому что стороны так прописали в договоре. Так тоже можно», – объясняет медиаюрист Светлана Кузеванова, автор Telegram-канала «Кузеванова рассказывает».
Чтобы зарегистрировать рекламу в ОРД, необходимо выбрать оператора рекламных данных (на момент публикации материала их семь), зарегистрироваться на его сайте, создать кампанию и рекламное объявление, добавить информацию об участниках рекламной цепочки, внести данные о договорах и отправить заявку на модерацию.
«Если у НКО нет таких ОКВЭД и соответствующего вида деятельности (а мы должны помнить, что у НКО ограниченная правоспособность – они могут делать только то, что указано у них в уставе), то, работая с ОРД, она уже нарушает закон. Но это нарушение обойдется не очень дорого. А вот если кто-то пожалуется, и ФАС найдет нарушения в соблюдении закона о рекламе, то это выйдет намного дороже», – отмечает Дарья Милославская.
Что такое «самореклама»?
В законе нет понятия «самореклама»: этот термин ввели, чтобы объяснить, как отчитываться за рекламу, распространяемую на собственном ресурсе, отмечает Кузеванова. Ведь специфика такой отчетности в том, что здесь рекламодатель и рекламораспространитель – это одно и то же лицо. Заключать договоры, платить деньги и т.д. в этом случае невозможно.
Согласно разъяснениям ФАС, информация о деятельности, новостях, товарах организации, публикуемая на собственном сайте или в профилях в соцсетях, не считается рекламой.
«Реклама на своих же сервисах – это скорее исключение, а не правило. В качестве этих исключений ФАС приводит в пример “сквозной баннер”. Больше никакого примера, к сожалению, они не приводят», – говорит Светлана Кузеванова.
Еще один пример из юридической практики – закрепленные посты (закрепы) в социальных сетях. В начале сентября 2023 года новосибирский УФАС РФ возбудил дело в отношении тату-салона Hirurg: в паблике салона в «ВКонтакте» был закреплен пост с условиями розыгрыша. ФАС идентифицировал закреп как привлечение внимания среди других постов в ленте паблика.
Фото: ilgmyzin / Unsplash
«Многие юристы, которые изучают эти изменения, сходятся во мнении, что этот закреп не являлся рекламой – это обычная информация о деятельности. Но, как говорится, прецедент уже есть, и повторять опыт этого тату-салона не стоит. Пока моя рекомендация – учитывать, что такое есть», – добавляет медиаюрист.
Анонсы событий могут считаться рекламой?
Вопрос в том, как написан этот анонс и в каком формате опубликован на ресурсах организации.
Если анонс сильно выделяется на фоне прочей информации (например, обычно организация делала короткие анонсы, а для одного мероприятия опубликовала большой пост с ссылками, перечислением партнеров и спикеров и т.д), то риск признания такого материала рекламой больше.
Также признать анонс рекламой могут, если в нем содержится информация о коммерческом мероприятии (или если на встрече будет вестись деятельность, приносящая доход, например, бесплатная выставка с благотворительной ярмаркой, на которой продаются товары, сделанные подопечными).
Если же НКО регулярно публикует свои анонсы или делает подборки мероприятий других организаций, не выделяя что-то конкретное и не ссылаясь на платные встречи, то такой контент могут посчитать простой информацией о деятельности организации: потому что информация, которую распространила НКО, скорее всего не служит для продвижения товара, работы или услуги на рынке.
«Важно каждый раз смотреть на текст и на контекст. Просто так сказать, что реклама, а что нет, не получится. Конечно, если в материале упоминаются ООО “Рога и копыта”, которые будут на встрече продавать самые вкусные в городе пирожки, то, конечно, риск признания материала рекламой огромен», – говорит Дарья Милославская.
Описывать то, что делают подопечные и как помогают партнеры – это реклама?
Информация о товарах или услугах НКО, которая публикуется на ее собственных ресурсах, не будет считаться рекламой.
«Но я бы тут обратила внимание на то, насколько это собственные товары НКО? Или же это собственность тех, кто их сделал – ее подопечных? В этом случае подопечные должны передать эти товары и дать согласие на их реализацию. Лучше всего, чтобы организация пришла к юристам и получила информацию, как в их конкретном случае продавать такую продукцию законно и вообще можно ли это делать, чтобы не было незаконной истории “кружка за пожертвование”», – акцентирует Дарья Милославская.
Фото: engin akyurt / Unsplash
Упоминать партнеров тоже можно, но аккуратно. Главное правило – не описывать подробно, чем именно занимается компания-партнер, какие услуги оказывает на рынке, привлекать внимание к ее товарам, делать ссылки на сайты партнеров не кликабельными.
«Например, допустимо написать, что мы благодарим банк-партнера, они предоставили нам такую-то помощь, мы сотрудничаем много лет и так далее. Главное — не привлекать внимание к его продуктам. Но, конечно, все всегда индивидуально. Одно-два предложения могут изменить баланс полностью», – добавляет Светлана Кузеванова.
Нам говорят, что мы нарушили закон о рекламе – что делать?
«Оспорить штраф можно только тогда, когда ты не нарушал, но тебя в этом обвиняют. Если же ты нарушил, то оспаривать бессмысленно», – говорит Дарья Милославская.
Для начала нужно понять, в чем именно обвиняют организацию. Штраф могут выписать не только за некорректную/отсутствующую маркировку или неправильную передачу данных, но и за недостоверную информацию, недопустимый контент и другие нарушения. Важно понять, что вменяют НКО, и разобрать это с юристом.
Если говорить именно о тех нарушениях, которые пришли с поправками, – это либо отсутствие необходимой маркировки, либо непредоставление или неправильное предоставление отчетности.
За отсутствие пометки рекламораспространителя могут оштрафовать по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ. Штраф для юридических лиц — до 500 тыс. рублей.
«Можно пытаться маркировать всю информацию, которая кажется спорной, как рекламу. Это, конечно, лучше чем ничего, но маркировка информации в качестве рекламы должна быть оформлена правильно: токен, ИНН, номер договора и так далее. Когда мы пишем “Реклама. ООО “Рога и копыта” и считаем, что сделали все необходимое, то риска чуть меньше, но он остается. Поэтому лучше решать вопрос индивидуально с юристом», – заключает Дарья Милославская.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи: информация, знания, практики». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.