Детям и семьям, пострадавшим во время стрельбы в брянской гимназии № 5, окажут всю необходимую помощь и поддержку, заявила в своем видеообращении детский омбудсмен Мария Львова-Белова.
Ситуация находится на личном контроле уполномоченной по правам ребенка, на связи с регионом работают правоохранительные органы. Губернатор региона Александр Богомаз рассказал, что семьям пострадавших выплатят по 300-500 тыс. рублей, семья погибшей девочки получит 1 млн рублей.
7 декабря в брянской гимназии восьмиклассница устроила стрельбу, в результате которой пять человек пострадали и двое погибли, в том числе сама стрелявшая. Трое раненых находятся в больнице в состоянии средней степени тяжести.
Одной из причин происшествия назвали кризисную ситуацию в семье девочки. Как сообщает издание «Брянские новости», во время судебного заседания, где ее отцу Дмитрию Афанаскину предъявили обвинение, следователь заявил, что мужчина довел дочь до самоубийства.
Сейчас в отношении Афанаскина возбудили уголовное дело по двум статьям: «Небрежное хранение оружия» и «Доведение до самоубийства». Обвинения предъявлены и нескольким должностным лицам, в том числе охранному агентству из-за отсутствия рамки металлодетектора на входе в школу.
С семьями пострадавших продолжают работать психологи.
«Когда происходят подобные чрезвычайные ситуации, каждый, кто прямо или косвенно был затронут в этой трагедии, сталкивается с кризисом, ведь привычное течение жизни грубо и опасно нарушено, — пояснила руководитель проекта «Группы психологической поддержки», клинический психолог Екатерина Шабалина. — Очень условно этот кризис можно разделить на два этапа: острый этап и этап адаптации. Поэтому на различных временных отрезках, на разных этапах будут ставиться соответсвующие цели и задачи по оказанию психологической помощи детям, родителям и учителям».
По словам эксперта, на первом этапе (в первые часы, дни), необходимо вернуть ощущение безопасности и понимания, что сейчас жизни людей ничего не угрожает. Это очень важная задача, так как в общем смысле школа считается безопасным местом, местом, куда идут спокойно дети, родители не волнуются, если знают, что дети в школе. Это довольно серьезный подрыв в базовом ощущении собственной безопасности.
«Главное сообщение на этом этапе общими словами может звучать так: «Это закончилось, сейчас ты (ваш ребенок) в безопасности!» В этот же период важно рассказывать, какие реакции на стресс могут быть и что все они нормальны, — говорит психолог. — Нормальной реакцией на ненормальные события могут быть и реакция замирания, и сильная паника, и слезы, и действия, которые могут казаться бессмысленными или бесполезными, и даже смех».
Очень важно на любом этапе взрослым рядом с детьми находить в себе силы занимать открытую и бережную позицию: не замалчивать, не делать вид, что ничего не произошло, а обсуждать и отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть у детей.
«Психика человека гибкая и адаптивная, поэтому многие способны выдержать даже сильный стресс без серьезных последствий в будущем. Однако дети еще могут не иметь достаточно ресурсов, знаний и поддержки для того, чтобы пережить эти тяжелые события. Поэтому будут дети, которые пройдут этот кризисный период естественно, день за днем адаптируясь, маленькими шажками снижая остроту переживаний», — утверждает Екатерина Шабалина.
Но не исключено, что будут и те, кому нужна будет дополнительная психологическая помощь, например, если ребенок стал плохо спать, ему сняться кошмары, он стал более раздражительным или замкнутым. Взрослым важно замечать такие состояния детей и вовремя содействовать в оказании помощи. Сам ребенок должен знать, к кому и куда он может безопасно для себя обратиться за психологической помощью. Постепенно острое состояние будет уходить, и на смену ему придет этап, связанный с адаптацией. Здесь может быть место осмыслению и, возможно, формулировке причин произошедшего.