Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Серии

Кейс: исследование «Буллинг в корпоративной среде»

Кейс сотрудничества МТС и АНО «Пора жить».

Фото: Road Ahead / Unsplash

Исследование дает зримые контуры табуированной, а потому малоизученной в России теме – травле взрослых людей в рабочих коллективах. Опрос сотрудников компаний разных сфер деятельности показывает, что более 60% россиян сталкиваются с буллингом на работе.

Участники/партнеры

  • Цифровая экосистема МТС;
  • АНО по формированию и развитию дружелюбной разновозрастной среды, профессиональной и межпоколенческой коммуникации «Пора жить» (проект «Компании для всех возрастов»).

Продукт коллаборации

Первый шаг к решению проблемы – осознание ее сути и масштабов. Чтобы понять, как сохранять в рабочих коллективах атмосферу конструктивного диалога и нулевой агрессии, были анонимно опрошены представители российских компаний из 27 отраслей (ритейл, ИТ, легкая промышленность, финансовая сфера) – специалисты, отвечающие за кадровые вопросы, развитие команд и персонала. Исследователи также хотели выяснить, как буллинг сказывается на производительности бизнеса и влияет ли на профессиональное выгорание.

В СМИ и специализированных ESG телеграм-каналах вышли десятки публикаций о результатах исследования, в том числе обзор исследования на РБК (охват в 3,2 млн читателей по данным «Медиалогии»), представителей МТС и АНО «Пора жить» пригласили на паблик-ток в «Одноклассниках» «Буллинг в корпоративной среде» с аудиторией более 300 тысяч пользователей.

По итогам исследования был выпущен буклет о травле на рабочем месте.

Результаты исследования вдохновили МТС на создание специальной образовательной программы для руководителей компании, особенно для руководителей линейного уровня — это стратегически важное звено для формирования инклюзивной корпоративной культуры и изменения отношения сотрудников к буллингу и дискриминации.

«Создание инклюзивной культуры требуется системной комплексной работы на всех уровнях в компании, — отмечают представители МТС. — Культура DE&I [Diversity, Equity и Inclusion — многообразие, равенство и инклюзивность — прим. ред.] может быть успешной только тогда, когда в нее вовлечены все».

Сроки реализации: 2022 год

Вклад партнеров

МТС формирует инклюзивные команды и занимается просветительскими проектами в области дайверсити и управления человеческим капиталом. Принципы и ценности инклюзивной культуры разделяет вся команда МТС.

«Включенность, принятие различий на разных уровнях, разнообразие мнений, более гибкая структура и менее строгая иерархия — МТС стремится к тому, чтобы людям с особыми потребностями было комфортно внутри компании и во внешней среде», — подчеркивают представители МТС. Поэтому компания стала инициатором проекта по изучению буллинга в корпоративной среде на базе телеком-отрасли.

АНО «Пора жить» в 2022 году стала партнером группы МТС в разработке темы буллинга взрослых сотрудников в компаниях. Организация начала большое исследование, взяла на себя методическую часть, подготовку материалов.

Благодаря МТС тема буллинга в рабочих коллективах привлекла внимание других корпораций, была представлена на профильных конференциях и на ежегодном ESG РБК конгрессе — в результате проблемой заинтересовались несколько крупнейших работодателей России.

Мотивация к партнерству

«Для нас партнерство с МТС — большая возможность по продвижению повестки и повышению узнаваемости чувствительной проблемы, в том числе среди самих сотрудников МТС, так как это один из крупнейших работодателей страны, — говорит Анастастия Лазибная, основатель проекта «Компании для всех возрастов».

«Коллеги нас зовут выступать на значимых конференциях, это классно, на некоторые из них мы бы без нашего партнерства с МТС не попали. Кто бы услышал про эту повестку тогда? До кого-то мы бы достучались, но это было бы медленнее», — убеждена Лазибная.

В 2021 году в МТС внедрена политика «Многообразие, равенство и инклюзивность». Новый проект с «Компанией для всех возрастов» стал важным этапом реализации ESG- и DE&I- стратегий МТС.

МТС считает профилактику буллинга важнейшей задачей в любой корпоративной среде, поэтому помогает экспертам системно исследовать причины и предпосылки этого явления.

«Команда проекта «Компании для всех возрастов» помогла нам структурно посмотреть на уровень проникновения проблемы на предприятиях разных отраслей. Данные исследования помогли нам провести внутренние замеры и найти идеальную формулу продуктивной и поддерживающей атмосферы в команде МТС», — говорит Елена Серёгина, руководитель Центра по социальной ответственности, разнообразию и инклюзивности МТС.

Среди главных плюсов партнерства с некоммерческими организациями представители компании называют опыт взаимодействия НКО с сообществами, который открывает дополнительные экспертные возможности для бизнеса, помогает расширять аудиторию, повышать лояльность бренду и укреплять имидж социально ответственного работодателя.

История сотрудничества

МТС и проект «Компании для всех возрастов» уже сотрудничали раньше, создавали «Мобильную академию МТС» для старшего поколения и видеоматериалы для HR-специалистов.

Особенности партнерства/сложности

Представители МТС отмечают, что в России пока не сложилась устойчивая корпоративная культура инклюзии и для компаний многих отраслей, особенно в регионах, внутрикорпоративный буллинг остается табуированной темой.

«Компании не осознают значимость и масштабы проблемы, ее влияние на результаты бизнеса в целом, а сотрудники на местах не мотивированы менять привычные паттерны поведения», — констатирует Серёгина.

По ее наблюдениям, не хватает экспертов, которые готовы включаться в исследования на тему корпоративного буллинга, практически нет методик исследования и программ в области профилактики буллинга с доказанным эффектом. «Мы надеемся, что благодаря нашему проекту удастся повысить внимание корпоративной среды к этой непростой теме», — говорит Елена Серёгина.

Высокий темп, сложность работы с чувствительной проблемой — такие аспекты выделяют представители проекта «Компании для всех возрастов».

«С корпорациями всегда нужно делать все качественно и в сжатые сроки. Для НКО это, конечно, вызов, но от этого никуда не уйти», — отмечает Анастасия Лазибная.

«И еще есть сложность в том, что, выбирая чувствительную повестку, НКО должны быть достаточно убедительными для бизнеса, доказать масштаб проблемы качественными и количественными исследованиями, а потом суметь выступить партнером в части реализации», — считает Анастасия Лазибная.

Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Кейс подготовлен в рамках проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики» при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике