Мы встречаемся с Анной у входа в сад им. Баумана. На улице — середина марта, еще лежит снег, но в Москве уже пахнет весной. Мы пройдем несколько километров, заглянем в тихие дворы Басмании, увидим храм старообрядцев-беспоповцев и пройдемся по шумной Старой Басманной.
Может показаться странным, но вся эта прогулка — не экскурсия по центру Москвы, а путешествие по «рабочему месту» Анны. Она — PR и SMM-специалист Музея Басманного района, занимается и проектной деятельностью в организации. Каждый день ее работы не похож на предыдущий. Один из них она согласилась провести с АСИ.
Но о своей работе и устройстве музея «под открытым небом» Анна расскажет немного позже. А пока — мы гуляем в саду им. Баумана.
Точка первая. Сад им. Баумана
Место мы выбрали не случайно: в саду им. Баумана находится экспозиция, подготовленная музеем вместе с московскими художниками. Эти работы — взгляд разных авторов на то, как выглядит Басмания. У одного художника — это проливной дождь и Атланты на Солянке; у другого — цветущая сирень в Спасоглинищевском переулке.
Пока мы направляемся к выставке, и Анна в двух словах рассказывает про организацию, навстречу нам идет девушка с коляской. Она машет Анне и начинает расспрашивать о том, как сейчас дела у проекта. Она — один из волонтеров музея.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Общение с волонтерами входит в рабочие задачи Анны. Добровольцев проекту всегда нужно много: они участвуют в организации выставок, помогают посетителям на мероприятиях, фотографируют, готовят контент для медиа и решают много других задач.
Работы, которые сейчас представлены на выставке, нарисовали московские художники. К каждой работе краевед Федор Дядичев добавил историческое описание места.
«Согласовать такие выставки, праздники и фестивали не всегда просто. Иногда их приходится продвигать в последний момент. Но нам всегда идут навстречу», — рассказывает Анна Берникова.
Точка вторая. Старая Басманная
Из сада мы выходим на шумную Старую Басманную. Я прошу рассказать Анну о Музее Басманного района, в чем уникальность этого московского проекта.
Музей Басманного района — это городской музей под открытым небом. В его коллекцию входят исторические здания, памятники истории архитектуры, а также обычные улицы, дома и даже звуки. Проект собирает и изучает историю района, а после — готовит проекты, экскурсии, выставки, книги и многое другое.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Музей — это проект эколого-культурного объединения «Слобода». История организации началась в 1986 году, когда группа местных жителей под руководством учителя ИЗО Григория Стриженова остановила снос палаты Щербакова — памятника архитектуры XVII века.
Тогда появилось объединение «Слобода», которое сохраняло историческое и архитектурное наследие столицы. После смерти Григория Стриженова председателем организации стала его ученица Анна Берникова.
Она и организовала проект Музей Басманного района. А ее дочь — наша героиня, тоже Анна Берникова, — стала работать в проекте и закрывать часть рабочих задач.
«Я считаю, что все то, что “дожило” до наших дней, важно сохранять. Тем более сейчас, когда есть возможность приспособить старые здания для современных нужд. Задача нашего музея — рассказать и показать местным жителям, что наследие необходимо сохранять и защищать», — объясняет Анна.
Точка третья. Храм старообрядцев в Москве
Со Старой Басманной мы поворачиваем в Токмаков переулок. Проходим мимо детской музыкальной школы, в которой занималась Анна, и заворачиваем к необычному храму. Это — храм поморской общины старообрядцев в Москве, Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы.
Анна рассказывает: Басмания была центром притяжения старообрядцев в XIX веке. После издания указа о веротерпимости в 1905 году в Москве начали активно строить старообрядческие храмы, многие из них именно в Басманном районе. В один закрытый для посторонних посетителей храм Анне даже удалось попасть внутрь.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Можно сказать, что знать историю своего района — рабочая обязанность Анны. В соцсетях она не только делает анонсы событий или проектов, которые организует музей, но еще и рассказывает о Басмании.
Например, Анна рассказывает подписчикам о домах-«знаменитостях» Басмании или изучает и публикует отрывки из мемуаров известных «соседей» прошлого века, таких как Анастасия Цветаева или Николай Телешов.
Еще Музей Басманного района проводит экскурсии. У проекта есть как аудиогиды, так и реальные экскурсоводы. Сейчас собрано более 40 бесплатных аудиогидов по Басмании. Благодаря им можно узнать, где раньше готовили самую вкусную выпечку, как жил район в годы Великой Отечественной войны или какие места Басмании были значимыми для Федора Достоевского.
В саду имени Баумана удалось даже поставить стенд с информацией об этих аудиогидах. Летом, во время грозы, его снес ветер, но благодаря помощи подписчиков музею удалось быстро его восстановить.
«Конечно, экскурсии я не провожу, но за время работы в музее я узнала о районе еще больше. И, что мне особенно нравится, вижу, как Басманный район видят другие люди: волонтеры, местные жители, художники… И моя задача по многим проектам — собирать и объединять эти взгляды.
У нас недавно даже вышла книга ”Басмания. История в картинах”, где я выступила в роли редактора. Здорово, когда ты можешь подержать в руках результат своей работы», — рассказывает Анна.
Точка четвертая. Денисовский переулок
От храма старообрядцев мы с Анной выходим в Денисовский переулок. Спуск ведет нас вниз, мимо застройки разных лет. В один момент мы проходим мимо пустующего сейчас деревянного здания: краска облетела, стекла потемнели от пыли. Это — дом купца Крупенникова 1912 года постройки, как позже объяснит Анна.
Я спрашиваю у Анны: такие здания тоже важно сохранять для наследия? Ведь кажется, что сейчас этот дом никому не нужен и не особо интересен. «Конечно, у нас и так мало деревянных зданий в Москве осталось, — отвечает Анна, улыбаясь. — Я, например, получала здесь свой первый паспорт».
Фото: Дима Жаров / АСИ
Мы идем к следующей выставке. Неожиданно, но она располагается на стенах местной «Пятерочки». Это тоже экспозиция картин, на которых изображен Басманный район.
С магазинами Музей Басманного района сотрудничает с 2022 года. Сначала там просто размещали баннеры о работе проекта, после — организовали тематические встречи с гидами.
А в 2023 году проект открыл Музей шаговой доступности совместно с «Пятерочкой» при поддержке Фонда президентских грантов. Благодаря этому «музейные залы» с картинами и QR-кодами, ведущими на страницы с историями района, появились на стенах сразу нескольких районных магазинов.
В таких проектах работа Анны выходит за рамки привычного общения. Ей нужно было не только связаться с авторами и руководством магазинов, но и оцифровать работы, сверстать, напечатать и развесить.
Но эффект был потрясающий: местные жители до сих пор спрашивают, можно ли купить эти картины. Сделать этого нельзя, поэтому несколько работ даже унесли без спроса. Но это — исключение.
Точка пятая. Библиотека имени Н.А. Некрасова
Мы с Анной подходим к финальной точке нашего маршрута — Центральной библиотеке имени Н.А. Некрасова. Именно здесь проходят обычно рабочие дни Анны. Она работает удаленно. Если дома настроения работать нет, Анна приходит сюда.
Мы поднимаемся на второй этаж — здесь читальный зал соседствует с компьютерными столами и небольшой аудиторией для встреч. Мы с Анной садимся именно в ней, чтобы не мешать другим посетителям.
Фото: Дима Жаров / АСИ
В планах на сегодняшний день — проверить соцсети и почту, написать и запланировать посты, продумать ближайший контент-план. А дальше — каждый раз по-разному. Например, сейчас Анне нужно отредактировать интервью, которое она брала по одному из проектов.
«С одной стороны, это все текучка, но с другой — все зависит от проекта. До недавнего времени у меня из задач было ведение постоянных рубрик музея и проектных задач по проекту ”Звуки Басмании”, а сейчас настала пора готовиться к будущей конференции и выставке. Плюс еще посещаю наши мероприятия», — рассказывает Анна.
«Звуки Басмании» — сейчас основной проект, над которым работает Музей Басманного района при поддержке Фонда Потанина. Это годовой проект, во время которого музей исследует город и показывает, как звучит (и звучала) Москва.
К работе привлекли специалистов, которые записывают звуки, берут интервью у местных жителей, изучают архивы. Каждый месяц выходит статья и лекция — как правило, их темы созвучны. Например, была лекция про джаз в городе.
Каждый двор, говорит Анна, звучит по-разному. Есть двор музыкальной школы, где слышно пианино и скрипку, а есть дворы у церквей, где слышны колокола. Задача проекта — показать, как менялся звуковой ландшафт города и как он выглядит сейчас.
К лету 2024 года музей создаст библиотеку сэмплов звуков и онлайн-карту звуков Басманного района. А еще проведет конференцию, создаст онлайн-выставку и пригласит художников показать перформанс, основанный на собранных за год звуках.
Работать в таком нестабильном темпе не всегда просто, говорит Анна, но есть и свои плюсы. Например, удовлетворение от результата. А еще сейчас она проходит обучение и интересуется музейным проектированием. Но это планы на будущее.
«Сейчас мне нравится здесь работать, потому что можно попробовать себя в разных сферах. Захотел организовать выставку — пожалуйста. Решил попробовать себя в монтаже видео или редактуре книги — здорово. Можно набраться опыта, знакомишься с людьми, учишься и практикуешься одновременно. Иногда НКОшники жалуются, что приходится быть многоруким Шивой, но я в этом вижу плюс для себя», — рассказывает Анна.
Фото: Дима Жаров / АСИ
А еще в этой работе есть свобода, говорит Анна. Правда времени сейчас будет уже чуть меньше: буквально за день до нашей встречи стало известно, что музей выиграл еще один грант Фонда Потанина и скоро в Басмании появится проект, посвященный ароматам района. А значит местные жители смогут узнать о себе и своем доме еще чуть больше.
Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.