Начинаем линейку публикаций про успехи выпускников стажировки «Школы коммуникаций и инноваций АСИ». Такие стажировки проводятся с 2018 года. В них приняли участие более 100 представителей НКО, которые высоко оценивают пользу этого опыта для себя и своей организации. Многие из них сформировали сообщество выпускников стажировок АСИ.
История создания Социальной службы «Оптима»
Марина Баклажанская — директор Автономной некоммерческой организации «Социальная служба „Оптима“» в сибирском Саяногорске. НКО оказывает социальную помощь пожилым людям и людям с инвалидностью.
История основания «Оптимы» — «нетипичная», признается Марина. НКО возникла на месте государственной организации: сократили отделение социального обслуживания на дому при Управлении социальной поддержки населения Саяногорска. Марина на тот момент была заведующей этим отделением.
«Я, честно говоря, вообще не знала, что это такое — „некоммерческая организация“. В 2017 году Министерство труда и социальной защиты Республики Хакасия решило присоединиться к пилотному проекту по переводу организаций соцобслуживания из государственного сектора в негосударственный. Мы рассматривали разные варианты и решили, что форма автономной некоммерческой организации нам подойдет лучше всего», — рассказывает Марина Баклажанская.
В 2017 году в Хакасии начали сокращать отделения социального обслуживания на дому. Сектор социального обслуживания был передан автономным некоммерческим организациям — поставщикам социальных услуг. Первыми такой «переход» осуществили Черногорск и Саяногорск. В 2018 году остальные территории республики полностью перешли на такой формат. Сегодня социальное обслуживание на дому в Хакасии осуществляет только некоммерческий сектор.
НКО решили создать, чтобы сохранить социальное обслуживание на дому и чтобы сотрудникам не пришлось переходить в другие организации. «Тогда получатели социальных услуг могли бы остаться со специалистами, которые имеют опыт в этой сфере», — объясняет Марина. Так она неожиданно для себя стала учредительным директором Социальной службы «Оптима».
«Теперь я знаю в разы больше о том, что такое НКО. Но в самом начале было сложно. У нас тогда не было ресурсных центров для НКО. Не у кого было даже спросить, что это такое, — вспоминает Марина. — Так что пришлось самостоятельно осваивать предмет, методом проб и ошибок».
Трудности на пути к успеху
Переход государственных организаций в некоммерческий сектор в Хакасии начался в 2017 году, пионерами были два города — Черногорск и Саяногорск.
«С 2018 года присоединились и остальные районы: открылось еще несколько автономных некоммерческих организаций. И только в 2019 году у нас в Абакане появились центры сопровождения НКО. Стало полегче, но первые два года было очень тяжело. Сейчас в интернете много информации про НКО. Тогда даже в сети информации про это практически не было», — рассказывает Марина.
По словам директора службы «Оптима», ей пришлось полностью изменить свою жизнь, так как теперь она отвечала не только за себя, но и за свою организацию.
«Пыталась в нашем небольшом городе найти юриста узкой направленности, который мог бы на пальцах объяснить, что такое некоммерческий сектор и какие обязанности у меня как у учредительного директора. Пришлось все самой перелопатить, — говорит Марина, вспоминая 2017 год. — У нас не было бухгалтера, и я, гуманитарий, должна была во всем разобраться. И мало того, что я должна знать: я еще должна уметь проконтролировать работу бухгалтера, когда он появится. Был момент, когда… хоть закрывайся».
Основная деятельность Социальной службы «Оптима» — предоставление социальных услуг на дому в Саяногорске и Бейском районе Хакасии. Кроме того, организация также инициирует социальные проекты разной направленности. По мнению руководителя «Оптимы», наиболее значимые из них: «Точка опоры» (создание пункта проката технических средств реабилитации) и «Оптимальный патронаж» (проведение мастер-классов по уходу за тяжелобольными людьми).
Проект «Йога на фитболе для бабушки Оли» — относительно недавний. Но он, по словам Марины, показательный с точки зрения того, как «Оптима» умеет выходить из кризисных ситуаций.
В 2022 году Марина проходила стажировку по программе мобильности от Ассоциации волонтерских центров в Кемеровской области. «В городе Белово я узнала об одном проекте: пожилые люди занимались йогой. Сам тренер тоже была „серебряного“ возраста. Нам дали потренироваться, и я почувствовала, насколько даже мне, молодой, стало легче», — рассказывает директор НКО.
Марина решила сделать что-то подобное у себя в Саяногорске. Для сбора средств выбрали краудфандинговую платформу «Планета. Ру». Но началась спецоперация и количество пожертвований значительно сократилось.
«Мы собрали всего 10% (от необходимой суммы. — Прим. ред.). Я очень переживала по этому поводу, ведь даже коврики и фитболы надо было на что-то закупать. Встал вопрос: или мы отказываемся от нашей идеи, или делаем, что можем, на те средства, которые у нас есть. Решили выбрать последнее», — вспоминает Марина.
И не ошиблись: обстоятельства сложились так, что у Саяногорского общества инвалидов «Милосердие», партнера службы «Оптима», появился тренажерный зал. Оказалось, что в наличии была и часть оборудования — коврики и фитболы. Удалось найти и тренера на безвозмездной основе. В марте занятия начались.
Стажировка в школе АСИ
В 2023 году Марина Баклажанская прошла стажировку в «Школе коммуникаций и инноваций АСИ». По ее словам, она получила хорошую обратную связь от экспертов. Это помогло создать свой блог в «Дзене». В нем Марина рассказывает о жизни социального работника. А в 2023 году она приняла участие в конкурсе «ТопБЛОГ», где стала победителем в номинации «Лучший блог о рабочих профессиях».
«Есть мнение, что соцработники — это люди, которые больше нигде не пригодились. Мне хотелось показать, что для такой профессии подойдет не каждый. Надо иметь определенный склад характера, ума. Не зря же говорят — призвание», — рассказывает Марина. О результатах проделанной работы говорит так: людей «цепануло».
«У нас есть статья, где мы развенчиваем мифы про работу сотрудников социальной сферы. Существует стереотип о том, что соцработник должен делать абсолютно все, даже если это выходит за рамки программы (ИППСУ — индивидуальная программа предоставления социальных услуг — Прим. ред.). Опубликовали где-то полгода назад, а читатели до сих пор обсуждают. Тема животрепещущая. Как оказалось, у всех есть кто-то, кто связан с социальным сектором: коллеги, родственники… Многим это близко».
«Почему я всем этим занимаюсь? Ответ такой: у НКО нет лишних ресурсов, поэтому основную часть работы на себя приходится брать директору. А чтобы был результат, нужно учиться «до последнего», — делится Марина. — Благодаря стажировке в Агентстве социальной информации я открыла для себя новых людей. Вот уже полгода чуть ли не каждый день мы обмениваемся опытом, успехами, неудачами. Это помогает развиваться дальше».
Факторы успеха
Постоянное обучение, стремление к личностному росту и наличие команды — то, благодаря чему Марине, по ее мнению, удалось «закрепиться» в некоммерческом секторе:
«Я очень долго и упорно училась всему. У меня появились бухгалтер и креативная заведующая. Я почувствовала, что у меня есть команда. До этого я была одна: борешься с ветряными мельницами, пытаешься сломать систему, которая не очень совершенна».
Что касается неудач, то они, по словам Марины, также могут быть двигателем прогресса: «Ты проводишь анализ своих промахов и учишься их преодолевать. У меня есть проект, который не выиграл президентский грант. А я очень сильно им „горела“. Было обидно, я не понимала: почему так? Но в 2022 году этот проект „выстрелил“ совершенно в другом месте. Мы выиграли гораздо большую сумму, чем я планировала. Эффект был более масштабный и социально значимый. Вот я к чему — любой неуспех все равно в итоге приводит к успеху».
С момента основания социальной службы количество услуг и клиентов НКО увеличилось более чем в два раза. В 2017 году плановое количество людей, которых «Оптима» могла обслужить, составляло 170 человек. С 2024 года у НКО 380 клиентов.
Теперь «Оптима» сама выполняет функции ресурсного центра, помощи которого ей так не хватало в начале пути. «Я помню ту боль, когда ты не знаешь, к кому обратиться. Мне так не хочется, чтобы новые НКО испытывали это», — делится Марина Баклажанская.
Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.