Романтическая история о первой любви Алеши и Лили разворачивается на фоне ночного города. Тихий двор, голубые и зеленые окна, первая встреча, кино, прогулки по Москве и первый поцелуй.
«По Москве можно ходить без конца. Мы выходим к Пушкинской площади, от Пушкинской спускаемся к Трубной, оттуда по Неглинке идем к Большому театру, потом к Каменному мосту… Я готов ходить бесконечно. Я только спрашиваю у нее, не устала ли она…»
Спектакль «Голубое и зеленое» — совместный проект Московского Губернского театра и Центра творческих проектов «Инклюзион», который осуществляется при участии Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». В спектакле заняты актеры труппы Московского Губернского театра, актеры центра «Инклюзион» и других инклюзивных проектов.
Первая любовь
Проект вошел в активную стадию в 2023 году. Летом был объявлен open call, отдельно для актеров и отдельно — для режиссеров. Поступило 70 заявок. В октябре состоялась лаборатория, в ходе которой три режиссера и три команды актеров представили три эскиза.
«Более опытный режиссер или молодая амбициозная девушка? Молодость, задор и хороший запал победили», — вспоминает исполнительный директор Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Наталья Соколова.
Возможность довести дело до конца получили режиссер Ксения Кошкина, художница Анна Топуридзе и их команда.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
«— Что же ты не целуешь меня? — слабо шепчет она. Пар от нашего дыхания смешивается. Я смотрю на ее губы. Они опять шевелятся и приоткрываются. Я нагибаюсь и долго целую их, и весь мир начинает бесшумно кружиться».
Ксения Кошкина — режиссер, преподаватель актерского мастерства, выпускница ГИТИСа.
«Выбрать материал было легко, — рассказывает Ксения. — Когда я училась на втором или на третьем курсе, мы занимались сценической речью на материале этого рассказа, именно тогда он мне очень понравился».
Было решено поставить спектакль, который был бы о каждом человеке вообще. Важным моментом стала универсальность истории, в которой есть три этапа: рождение любви, ее расцвет и угасание:
«Каждый из нас испытывал чувство первой любви в разном возрасте. Мне хотелось бы, чтобы зритель осознал, насколько это ценно — любовь, понимание и близкий человек рядом: ведь это может исчезнуть быстро и легко».
«Мы заворачиваем к Большому театру. Мы идем все рядом, втроем. Теперь не я держу ее под руку. Ее руку держит этот красивый парень. И она уже не со мной, она с ним. Она сейчас за тысячу верст от меня. Почему у меня першит в горле? И щиплет глаза?»
Рождение спектакля
Идет репетиция. На сцене — первый состав: пять артистов театра и семь артистов с особенностями здоровья, всего двенадцать.
Во втором составе — тоже двенадцать человек. На составы, однако, людей здесь никто не делит: есть «Бабочки» и есть «Ромашки».
Режиссер внимательно наблюдает за действием, стремительно перемещается из одной точки в другую, делает короткие замечания и снова замирает.
«Я бы предложил включить Ксению в состав актеров. Ее руководство — это ощущение живой работы, — улыбается художественный руководитель театра Сергей Безруков. — Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и на работу режиссера, когда у нас на глазах рождается спектакль».
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Очевидно, что и артисты с особенностями здоровья, и артисты драматического театра целиком и искренне отдаются этому процессу, отмечает Безруков:
«Тут ведь самое главное, что они получают от этого колоссальное удовольствие».
Сегодня все театры озабочены тем, чтобы обеспечить зрителя с инвалидностью доступной средой. Для этого и в Московском Губернском театре есть тифлокомментирование, субтитры, места, где зрителям на коляске можно разместиться с комфортом.
«Главная задача проекта — дать возможность особенным артистам выйти на профессиональную сцену с профессиональными артистами», — говорит Безруков.
Это тот самый следующий шаг — возможность выйти на сцену. Сделать театр действительно доступным для всех. Для зрителей — и для артистов.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
«Собственно, мы и движемся в этом направлении. Поэтому я очень надеюсь на успешную премьеру, я очень надеюсь, что зритель с пониманием и со вниманием отнесется к этому процессу. И я думаю, что этот процесс будет бесконечным, как и течение времени».
Огоньки
Накануне состоялась первая примерка костюмов. Актеры инклюзивных проектов приятно поражены тем, что это серьезный проект, что к ним серьезно относятся, что костюмы для них шьют индивидуально с учетом их пожеланий, того цвета, который им подходит.
«Мне кажется, что это очень заряжает и вдохновляет, — отмечает художница Анна Топуридзе. — Вообще мы уделяли большое внимание цвету. Само название “Голубое и зеленое” — уже есть цвет».
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Когда Алеша в первый раз провожает Лилю до дома, он видит мерцание огней.
«Именно от этого я отталкивалась, это вдохновило меня на создание художественного образа спектакля: в нем есть ощущение дрожащего огонька, который сейчас, в эту минуту, горит. Он очень хрупкий, как, собственно, и первая любовь», — объясняет художница.
Лиля номер три
Анастасии Анпилоговой — 26 лет. В августе 2018 года она, возвращаясь с семьей на машине из Крыма, попала в аварию, которая разделила ее жизнь на до и после.
Был сломан позвоночник, задет спинной мозг, разорвана печень. Прогнозы были неутешительные, но Настя выжила, несмотря ни на что.
По образованию Анастасия маркетолог: с красным дипломом она окончила Высшую школу экономики и теперь учится в магистратуре. Прыжок с парашютом, полеты в аэротрубе и на планере, картинг, бальные танцы на колясках — все это Настя сегодня.
Фото: Мария Муравьева / АСИ
«Надеюсь, что я вас не разочаровала в образе Лили номер три, — говорит Анастасия. — Театр стал для нас родным. Когда мы приезжаем сюда, то чуть ли не обнимаемся с охранником Валентином и билетершами. Мы одна семья. Вчера у нас была учебная пожарная тревога, и первое, что сделали ребята, подумали о нас — и помогли».
Дмитрий Ивлиев. Фото: Мария Муравьева / АСИ
«Я очень хорошо чувствую себя на сцене, — признается коллега Насти Дмитрий Ивлев. — Благодарю Сергея Безрукова: он сделал замечательную работу».
«Мы и они»
Фото: Мария Муравьева / АСИ
«Для меня принципиально важно стирать границы и убирать это различие — “они” и “мы”, делать так, чтобы было только “мы”», — подчеркивает Ксения Кошкина.
Она старается выстраивать спектакль таким образом, чтобы было понятно — все люди разные, в прямом и самом общем смысле:
«Первичны наши эмоции, чувства, переживания. Это наша общая история: каждый человек в любой момент своей жизни может оказаться или уже оказался в тяжелой ситуации. И конечно, любой конец — это новое начало. Несмотря на то что здесь любовь заканчивается, начнется новая. И будет новый сюжет, и будет бесконечное повторение встреч, потерь, приобретений и снова потерь — таков круговорот жизни».
«Иногда мне снится Лиля. Она приходит ко мне во сне, и я вновь слышу ее голос, ее нежный смех, трогаю ее руки, говорю с ней — о чем, я не помню. Иногда она печальна и томна, иногда радостна, на щеках ее дрожат ямочки, очень маленькие, совсем незаметные для чужого взгляда. И я тогда вновь оживаю, и тоже смеюсь, и чувствую себя юным и застенчивым, будто мне по-прежнему семнадцать лет и я люблю впервые в жизни».
Будущее социального театра
Социальный театр — это тренажер для поиска новых способов коммуникации, считает магистрантка программы «Социальный театр» ГИТИСа Анастасия Жукова, и прежде всего это возможность делать полезное искусство:
«Я не вижу противоречия в словах “искусство”, “театр” и “польза”, потому что польза есть в самом зерне театра как явления. Еще Аристотель говорил про катарсис как очищение души, и я бесконечно верю в эту преобразующую игровую силу театра, который делает невидимое видимым и реально может изменять жизни конкретных людей и общества».
Фото: Мария Муравьева / АСИ
Театральный критик Кристина Матвиенко, цитируя Льва Выготского, отмечает, что нет ничего «отдельного»:
«Из индивидуальных составов складывается общественное, которое мы разделяем. Искусство призвано исправлять дисбаланс между мной и чем-то кажущимся внешним, скверными событиями извне. Театр помогает исправить дисбаланс. Наша задача — смотреть друг на друга».
Исполнительный директор фонда «Со-единение» Наталья Соколова рада, что у фонда есть большой долгосрочный проект с Московским Губернским театром:
«Сергей Витальевич входит в попечительский совет фонда «Со-единение» практически с самого начала. Он всегда с радостью откликался на наши предложения и просьбы о поддержке, в том числе в социальных сетях. Мы очень рады, что именно в 10-летие нашего фонда в Московском Губернском театре выходит новый большой спектакль «Голубое и зеленое»….
Хотелось бы, чтобы понятие «социальный театр» не стояло отдаленно особняком, чтобы это было в порядке вещей, стало повседневной жизнью для каждого человека, который любит театр, любит искусство, и чтобы это было с разных сторон и с равных сторон, чтобы люди с инвалидностью могли выступать на сцене наравне с профессиональными актерами и получать профессиональное образование, и чтобы это было действительно интересное, классное, замечательное творчество».
Фото: Мария Муравьева / АСИ