Дискуссия прошла в рамках паблик-тока «Какие студенты нужны НКО?», который был проведен в рамках проекта АСИ «НКО-профи», реализуемого при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Обучение служением
Главный хит этого учебного года — программа «Обучение служением». В пилотном проекте приняли участие 100 российских вузов по всей стране. По задумке программа должна была объединить социальных партнеров и дать возможность студентам стать сопричастными к решению проблем и улучшению качества жизни в России. Результатами программы за почти завершившийся учебный год поделилась Алина Яшина, зампред Ассоциации волонтерских центров.
В декабре 2023 года АВЦ провела опрос среди студентов, чтобы получить промежуточные результаты. Уже тогда количество заинтересованных в участии в проектах по непосредственному решению социальных проблем студентов составляло 75%, а заинтересованных во взаимодействии с НКО — 83%.
Кроме этого, в общей сложности 68% опрошенных руководителей НКО относятся к идее положительно, только 4% — отрицательно. Более четверти респондентов еще не сформировали свое мнение по этому поводу.
Пример кейса
Название проекта: Совершенствование обеспечения мобильности инвалидов и их доступности для элементов транспортной инфраструктуры
Заказчик: Всероссийское общество инвалидов (ВОИ)
Что было сделано: Студенты выявили проблемы в обеспечении реализации государственной программы «Доступная среда» на транспорте и разработали реальные предложения по формированию эффективной модели обеспечения прав инвалидов, проживающих в Республике Адыгея. Они создали универсальную безбарьерную среду, способствующую интеграции инвалидов в общество с учетом их потребностей.
Кадровый голод
Ольга Илюхина, начальник управления содействия занятости населения Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, считает, что взгляд студента на проблему всегда был интересен организациям, которые хотят шагать в ногу со временем.
«В НКО нужны многозадачные специалисты, поиск которых зачастую затруднен. Кадровый голод — это не просто слова. Поэтому некоммерческие организации все чаще идут по пути воспитания собственных специалистов из студентов вузов, которые приходят к ним на стажировку», — говорит Ольга.
Илюхина добавила, что департамент запускает проект по подготовке рекомендаций для НКО, которые готовы открыть двери для студентов.
Другой подход
По словам директора Центра толерантности Анны Макарчук, студентов нужно приглашать не в НКО, а для решения каких-то конкретных задач, которые соответствуют их специальности. Это позволит получить опыт для будущей профессии, а из дополнительных бонусов — студент познакомится с миром НКО через призму своей специальности.
«Совершенно нормально, что студенты хотят работать по специальности и получать опыт еще во время учебы. Потому что большинство задач в НКО ничем не отличаются от бизнесовых, потому что маркетинг — он и в Африке маркетинг, пиар — и в Африке пиар, ну и так далее.
Зато в НКО есть кое-что, чего нет в бизнесе: студент, решая интересную задачку, которую мы ему дали, точно знает, какую важную миссию он выполняет для общества», — объяснила Анна.
Борьба за молодежь
Анна Моргунова, менеджер Центра развития карьеры НИУ ВШЭ, отметила, что, на ее практике, студенты часто вообще не знают, что значит аббревиатуры «НКО», «АНО», «НПО» и так далее. Единственное, о чем студенты знают, — это о сфере благотворительности.
«Бизнес — прямой конкурент НКО в сфере студенческого волонтерства. Студенты должны понимать, что в данном случае бизнес называет «стажировкой» просто бесплатную работу на компанию. Речь идет не о 2-3 неделях волонтерства, а о продолжительной полугодовой работе. Студенты часто не понимают разницы между стажировкой и бесплатной работой, и в силе возраста не могут сказать «нет». И во многом из-за этого НКО конкурируют с бизнесом за студентов», — говорит Анна.
По словам Моргуновой, еще одна проблема, с которой она столкнулась при работе со студентами — они не всегда могут верно сформулировать свой волонтерский опыт у себя в резюме. «Им кажется, что если в трудовой книжке ничего не указано, значит они не работали», — объяснила Моргунова.
То есть они не ставят знак равно между волонтерством и опытом работы, хотя, как выразилась Анна, очень многие студенты за месяц делает в три раза больше, чем сотрудник, который «годами просиживает штаны». Этот аспект, считает Моргунова, должен быть налажен на уровне Трудового кодекса РФ.
«Короткая лестница»
Генеральный директор профильного центра поддержки и развития НКО и гражданского общества D-Group.Social Инга Моисеева привела статистику, согласно которой молодой специалист, придя на стажировку, уже через 6-9 месяцев работы ожидает какого-то повышения (хотя бы минимального) в должности.
В больших НКО эта карьерная лестница существует — такая же, как в крупных компаниях. Но в маленьких НКО — ступеньки либо вообще отсутствуют, либо это очень короткая лестница, состоящая из одной-двух ступенек.
«При этом развитие в глубь и в ширь в НКО не ограничено ничем. Другой вопрос, что у нас это не подкреплено каким-то маркетингом — мы не получаем новую красивую должность и каких-то громких поощрений.
И это не потому, что мы плохие, просто количество денег, которые вкладывают компании в HR, сильно отличается от тех сумм, которые на те же цели тратят в НКО», — объяснила Моисеева.
В этом случае сектор может предложить свое главное преимущество — честность. Каждому студенту важно открыто говорить, что лестница короткая, но есть много свободы — гибкость графика, возможность окунуться почти во все процессы организации и нет строгого регламента.
Чего обычно пугаются студенты?
Директор Ассоциации «Служение» Евгения Верба рассказала, что обычно студентов отпугивает, когда представители сектора сильно задирают планку — рассказывают о священной миссии НКО, служении обществу, самопожертвовании и глубоких смыслах.
«Решить это можно “заземлением” задач, которые вы даете студентам», — считает Верба.
Полностью паблик-ток «Какие студенты нужны НКО?» можно посмотреть по ссылке.