Новости
Новости
17.05.2024
16.05.2024
18+
Статьи

Обучение служением: как новый модуль поможет НКО и какие компетенции подарит студентам

Сегодня, 5 сентября, российские университеты участвуют во всероссийском запуске программы «Обучение служением». День запуска приурочен к Международному дню благотворительности.

Фото: Jason Goodman / Unsplash

Сегодня в университетах проходят диалоги и лекции с участием лидеров общественных движений и организаций, представителей общественных палат, благотворительных фондов, социальных предпринимателей, правительств регионов. Студенты встречаются с потенциальными социальными партнерами вузов, а эксперты объясняют специфику методики «Обучение служением».

«Мы специально пригласили на старт программы людей, выбравших путь служения в своей жизни: лидеров НКО, социальных предпринимателей, госслужащих. Встречаясь со студентами, они как раз вдохновят их миссией своих организаций. Для этого в пилотных вузах проходят открытые встречи, ярмарки социальных проектов, визионерские лекции», — рассказал Артём Метелев, председатель Комитета Государственной Думы по молодежной политике, руководитель Ассоциации волонтёрских центров и платформы ДОБРО.РФ.

По словам Артёма, «Обучение служением» — это новая история российского образования, новый уровень общественного партнерства и развития социальных навыков студентов. Опыт работы над реальными социальными проблемами и задачами позволит студентам сразу окунуться в будущую профессию, солидаризироваться с идеей помощи людям и обрести партнеров, с которыми, возможно, будет связана их дальнейшая жизнь.

Что такое «Обучение служением»

Обучение служением (Service­-learning) — это уникальная об­разовательная методика, способствующая развитию у учащегося интереса к поиску своей личностной уникальности, построению индивидуальной траектории профессионального роста. И речь не только о формировании высококлассного  компетентного специалиста, решающего в будущем любые задачи, связанные с  его  профессиональной  деятельностью. Обучение  служением позволяет прямо здесь и сейчас взять человеку ответственность за свою жизнь, свое окружение и территорию своего проживания. Концептуальная идея методики обучение служением осно­вана на признании того, что «служение» и «учение» имеют рав­ную ценность и равный вес, усиливая результаты и значимость каждого компонента для всех участников, а в целом — для ре­зультатов образовательного процесса, включающего цели обу­чения и воспитания ответственного гражданина.

Так представлена новая программа в методическом пособии «Обучение служением», подготовленном Ассоциацией волонтерских центров в 2020 году. Ответственные за внедрение модуля в университеты — Министерство науки и высшего образования, АВЦ, Росмолодежь и Министерство труда и социальной защиты. Партнеры программы — НИУ ВШЭ.

Корреспондент АСИ поговорила с «разработчиками» программы и выяснила, как программа будет работать на практике.

По словам Дмитрия Земцова, проректора НИУ ВШЭ, цель «Обучения служением» — интеграция в образовательный процесс общественной деятельности. Делается это для того, чтобы учебные дисциплины не только развивали студента профессионально, но и формировали его как личность — с системой ценностей, этических и моральных принципов, гражданской ответственностью, неравнодушием к судьбе общества и страны в целом. 

Само «Обучение служением» — это именно модуль, а не курс, а значит может быть реализован как дисциплина, курсовая, ВКР, стажировка или практика. Университеты могут самостоятельно решать, как именно интегрировать обучение служением в свой образовательный процесс. 

Существует несколько вариантов интеграции: 

  • встраивание в учебный план реализацию студентом социального проекта, направленного на решение общественной проблемы; 
  • формирование приложения к диплому или резюме, содержащего реализованные студентом во время обучения социально значимые проекты; 
  • партнерство университета с социально ориентированными организациями для вовлечения студентов в проекты и инициативы.

Как это происходит

Для примера, в НИУ ВШЭ студенты имеют возможность принять участие в экспедициях программы «Открываем Россию заново» и отправиться в один из регионов страны для решения его задач, написать курсовую и выпускную работу по социальной проблематике, выбрать проект с социальной значимостью на «Ярмарке проектов», а также получить приложение к диплому «Кириллица» с указанием социально значимых проектов, в которых участвовал студент.

Еще один яркий пример – серия экспедиций «Школа мечты». В рамках экспедиций студенты архитектурных и дизайнерских направлений разрабатывают дизайн-проекты для капитального ремонта школ, вошедших в Федеральную программу по капитальному ремонту.

В конце августа Ассоциация волонтерских центров опубликовала список вузов, внедряющих курс «Обучение служением». На сегодняшний день в опубликованном списке указаны 126 пилотных вуза и один колледж. Это первые в России образовательные организации, которые внедрят в образовательный процесс курс «Обучение служением» в этом учебному году. 

Всего в модуле участвуют три «стороны» — помимо университета и студентов существует еще социальный заказчик. На эту роль могут претендовать НКО, фонды, органы власти, гражданские инициативы и социальные проекты. 

Порядок действий: как стать социальным заказчиком

  1. Сначала необходимо зарегистрироваться и пройти верификацию на сайте «Добро.РФ».
  2. Затем — заполнить заявку на социальный заказ.
  3. После придется немного подождать, прежде чем с организацией свяжется представитель университета, который возьмет задачу себе в работу.

Каким может быть заказ

По словам зампреда Ассоциации волонтерских центров Алины Яшиной, тематики размещенных в качестве заказа проектов могут быть самыми разными, от проведения небольшого исследования до реализации крупного проекта в городской среде.

А если университет, взявшийся за работу, выбрал своим форматом проведения модуля учебную дисциплину, то реализуют его как 72-часовой курс, состоящий из семинаров, практических занятий и самостоятельной работы студентов. 

В рамках дисциплины, рассказывает Дмитрий, студенты в группах будут погружаться в решение задачи от НКО или другого заказчика.

«Самое главное — в результате проект должен иметь измеряемый социальный эффект, его реализация должна положительно отразиться на определенной социальной группе или обществе в целом», — объяснила Алина.

Первая волна сбора заявок для желающих стать социальными партнерами продлится до 15 сентября. Подать заявку можно по ссылке. Там же можно найти инструкцию по заполнению заявок.

Как все это будет выглядеть для студентов 

  • На семинарских занятиях студент будет осваивать необходимые профессиональные компетенции, отрабатывая их через проектную деятельность.
  • Получив задачу, студенческая группа начнет анализировать ее и исследовать, погружаясь в сферу и деятельность заказчика.
  • Следующий этап — постановка гипотезы проектного решения задачи. Без этой подготовительной исследовательской части и работы с данными перейти к следующему этапу — проектированию — невозможно. После успешного прохождения всех этих этапов начинается этап реализации проекта, его создания. 
  • Параллельно со всем этим ведется взаимодействие с заказчиком: от погружения в вопрос и проведения встреч для уточнения информации, до представления промежуточных этапов. 

«Все должно происходить так, как и происходит обычно в жизни, где одна организация предоставляет решение задачи другой организации. Безусловно, проект должен иметь завершающую точку: необходимо провести анализ проделанной работы (рефлексия деятельности), представить результат заказчику и получить оценку за проект», — рассказывает Яшина. 

В АВЦ добавили, что, согласно исследованиям и международному опыту, такая проектная деятельность с социальным эффектом значительно расширяет рамки возможностей студентов, показывает им значимость получаемой профессии в контексте поддержки общества и формирует связь с регионом и страной.

Как готовили преподавательский состав к модулю 

По словам Земцова, с 4 по 7 июля в Центре знаний «Машук» прошла первая программа повышения квалификации «Внедрение методики “Обучение служением”». Ее разработала Ассоциация волонтерских центров совместно с НИУ ВШЭ при поддержке Министерства науки и образования. 

Обучение прошли более 180 человек — профильные проректоры и директора из 100 университетов России. 

«Задачей программы было обучить управленческий персонал университетов тому, какие методики обучения служением бывают. Участники разобрали форматы, через которые можно реализовывать программу: выпускные квалификационные и курсовые работы, практики, обязательные дисциплины и проектная деятельность», — рассказал Земцов. 

В рамках обучения представители НКО подготовили кейсы, которые участники программы решали и презентовали. Таким образом, сама программа была выстроена на основе проектной деятельности. К примеру, представители университетов разбирались, студенты каких образовательных программ могли бы помочь в решении той или иной проблемы, как встроить это в образовательный процесс и как оценивать эффективность работы студентов. 

По итогам программы участники получили удостоверение о повышении квалификации по направлению подготовки «Образование» НИУ ВШЭ. Алина Яшина добавляет, что сейчас с университетами ведется методическая работа: проводятся вебинары и готовится цифровая стажировка на базе НИУ ВШЭ.

«Мы все понимаем, как делать добрые дела. Но программа вносит вклад в формирование универсальных компетенций. Критический анализ, синтез информации, системный подход в решении задач — с одной стороны; социальное взаимодействие и реализация своей роли в команде, понимание межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах — с другой», — заявила Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике