Новости
Новости
14.06.2024
13.06.2024
18+
Статьи

Социальный заказ в России: результаты, проблемы и планы

17 и 18 мая прошел четвертый всероссийский семинар-совещание «Соцзаказ. Итоги». АСИ собрало главные тезисы, которые обсуждали на пленарном заседании.

Фото: Mina Rad / Unsplash

Всероссийский семинар-совещание по социальному заказу проходит ежегодно. Мероприятие проводит Минфин России. Участники обсуждают опыт регионов по применению социального заказа по разным направлениям: от развития туризма до социального обслуживания.

В 2024 году семинар-совещание «Соцзаказ. Итоги» прошел в Санкт-Петербурге. В городе начали внедрять новые форматы организации услуг социальной сферы сразу после принятия Федерального закона № 189-ФЗ.

«Самым крупным направлением, в котором применяется принцип конкуренции государства с другими секторами, является сфера предоставления услуг при социальном обслуживании граждан на дому. 

Каждый год на эти цели мы выделяем более двух миллиардов рублей, а услуги предоставляются более чем семи тысячам получателей», — рассказал об опыте Санкт-Петербурга Алексей Корабельников, вице-губернатор города.

Как отмечает Евгений Камкин, заместитель министра здравоохранения РФ, эффект социального заказа виден не только на региональном, но и на федеральном уровне.

«Соцзаказ позволяет получить хорошие результаты. В нашем направлении он в том числе регулирует очень важную сферу — паллиативную помощь. Сейчас соцзаказ позволяет реализовать лучшие практики», — отметил Камкин.  

Как меняется соцзаказ?

Статистика показывает, что в 2023 году случился резкий скачок числа утверждения социальных заказов: с 258 до 1395. Сейчас рост замедлился, хотя все равно продолжается: в 2024 году утверждено 1500 социальных заказов. Из них большая часть размещены на муниципальном уровне.

«Можно сказать, на конкурентной основе у нас полмиллиона потребителей — пилотным проектам редко удается такого достичь. И почти семь миллионов потребителей, которые в целом находятся в сфере социального заказа», — говорит Алексей Лавров, заместитель министра финансов.

Как отмечает Евгений Камкин, один из плюсов социального заказа — возможность получать обратную связь от потребителей услуг и менять свою работу в зависимости от запроса.

«Каждый год мы проводим оценку в нашей сфере, и в 2023 году опрос показал высокий уровень удовлетворенности. Соцзаказ позволяет выбрать из числа работающих организаций лучших поставщиков», — добавляет заместитель министра здравоохранения РФ.

Сейчас в России есть несколько инструментов, которые позволяют собирать обратную связь о качестве работы с социальными заказами:

  • Граждане могут оценить качество оказания услуг на официальном сайте и в мобильном приложении «Наше мнение»;
  • Оператор по независимой оценке проводит опрос и анкетирование граждан через мобильное приложение;
  • Граждане, уполномоченные органы и независимые советы могут оценить качество услуги, отсканировав QR-код на информационных стендах или на табличке в учреждении.

Также Федеральное казначейство внедряет электронные сертификаты в ряде пилотных регионов. Граждане могут оставить заявку на услугу, региональная служба соцзащиты создаст сертификат, которым можно оплатить услуги — от продовольственной помощи до услуг комплексной реабилитации.

«Наше следующее предложение — госмаркет услуг. Мы хотим сделать так, чтобы поставщики и получатели услуг были на одной единой цифровой площадке и взаимодействовали онлайн. Например, к пенсионеру может прийти представитель организации, а его приход можно будет оплатить сертификатом онлайн и подтвердить получение услуги, оценив ее», — говорит Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства. 

Измерение результатов и работа с ними

В ноябре 2023 года Центр финансов государственных и муниципальных учреждений НИФИ совместно с Минфином России и региональными общественными палатами провели ряд социологических исследований. В них приняли участие регионы, участвующие в пилотной апробации закона о соцзаказе.

По итогам исследований составили рейтинг. В его топе такие регионы, как Республика Башкортостан, Пермский край, Красноярский край, Ленинградская и Московская области. 

«Для регионов с высоким рейтингом характерно следующее: есть большой объем услуг на рынке, и они апробируются по нескольким направлениям», — говорит Сергей Хабаев, руководитель Центра финансов государственных и муниципальных учреждений.

Исследования показали, что в регионах с высоким рейтингом сильно выросла удовлетворенность получателей соцуслуг. Например, в Башкортостане на входе в пилот уровень удовлетворенности услугами социального обслуживания составлял 87%, а после внедрения механик соцзаказа он увеличился до 95%. 

Фото: Annika Wischnewsky / Unsplash

При этом эксперты подчеркивают: пока говорить о молниеносных изменениях нельзя. В 2020 году был утвержден комплекс мер по обеспечению доступа социально ориентированных некоммерческих организаций на рынок услуг в социальной сфере. Он ограничен на срок с 2021 по 2024 год, но важно продолжать работу в этом направлении.

«Нельзя останавливаться на достигнутом и переносить всю ответственность за дальнейшее развитие этой сферы на регионы. Давайте мы не будем выключать из этой повестки федеральный уровень. Наши коллеги с диалоговых площадок ОП РФ нам часто говорили, что важно не упустить федеральный фокус внимания», — говорит Елена Тополева, член совета Общественной палаты РФ.

Общественная палата РФ провела экспресс-опрос, который показал, что все чаще соцзаказ берут негосударственные поставщики. Например, в Сахалинской области число таких поставщиков выросло более чем в 10 раз: с 4% в 2015 году до 50% в 2023 году.

Все это возможно благодаря комплексному подходу и поддержке работы негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг: циклы семинаров, упрощенная регистрация в реестре, автоматизированная информационная система.

Есть и другая ситуация: в некоторых регионах существуют проблемы с допуском негосударственных поставщиков к рынку услуг социальной сферы. Есть сложности с тарификацией и подготовкой негосударственных поставщиков. С этим еще предстоит работать.

Смежные практики

С 2019 года в России реализуются проекты социального воздействия — комплексы мероприятий, которые направлены на достижение измеримого социального эффекта в жизни конкретных участников проекта. Например, мероприятия по содействию гражданам в получении мер социальной поддержки.

Оператор проектов социального воздействия — ВЭБ.РФ. Георгий Чиков, главный управляющий директор Агентского блока ВЭБ.РФ, рассказал, что Россия входит в топ-10 стран по количеству таких проектов.

Особенность проектов социального воздействия в том, что финансированием работы занимаются инвесторы. Исполнитель реализует мероприятия по достижении социального эффекта. В случае успеха государство выплачивает грант инвестору, который поддержал проект на старте.

Фото: airfocus / Unsplash

Для работы с результатами привлекают независимого оценщика, который изучает социальный эффект.

«Поскольку в последнее время мы все чаще говорим про экономику, направленную на человека, то должны говорить и об экономике социальных эффектов. И инструменты социального заказа, и инструменты проектов социального воздействия позволяют нам сделать более достижимой цель изменения качества жизни людей», — отмечает Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда «Наше будущее».

Проводя исследования, фонд «Наше будущее» заметил, что существует кадровый дефицит в сфере специалистов, оценивающих социальные эффекты. Сейчас в планах — утвердить профессиональный стандарт «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий».

Предполагается, что такой специалист будет пользоваться в своей работе новыми инструментами, направленными на достижение социально значимых эффектов. Уже сейчас есть образовательные программы, но в планах — зафиксировать это на уровне ФГОС. 

«Объективные данные важны для качественной оценки и понимания социальных эффектов для каждой заинтересованной стороны, вовлеченной в реализацию того или иного проекта», —  подчеркивает Юлия Жигулина.

Реакция общества

Главная сложность оценки социальных эффектов в том, что на них влияет очень много факторов. Реализация госпрограмм и вложение бюджетных средств лишь частично влияют на формирование такого эффекта.

«В профессиональном сообществе есть такой подход к оценке социальных эффектов, как реакция потребителей и поставщиков соцуслуг. Существующие наработки и подходы уже позволяют измерить эту реакцию по качественным параметрам», — отмечает Светлана Солянникова, проректор по научной работе Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

Такой подход показывает, что в Санкт-Петербурге получатели услуг по социальному обслуживанию на дому больше удовлетворены процессом оказания услуги и ее результатами, а в меньшей мере — содержанием и доступностью услуг.

Эти данные позволят в будущем лучше настроить инструменты и механики социального заказа. Другой вопрос — как связана конкурентность на рынке оказания соцуслуг с удовлетворенностью получателей услуг?

«Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, мало одной социологии, нужны продвинутые эконометрические модели. И необходимо проводить исследования поставщиков услуг. В частности, негосударственных некоммерческих организаций», — подчеркивает Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

По данным мониторинга некоммерческого сектора, который ведет центр, в 2023 году чуть более 20% НКО имели в источниках своих доходов средства, полученные от оказания платных услуг. Если сопоставить это с данными 2021 года, то тогда таких НКО было почти 40%.

Есть сложности с менеджментом: в рейтинге важных факторов для устойчивости организации его упоминают в предпоследнюю очередь. Для организаций важнее энтузиазм, лидерские качества руководителя и другие факторы.

«Так что связь между конкуренцией и удовлетворенностью есть. Но вопрос: кто с кем конкурирует?» — говорит Ирина Мерсиянова.

Материал подготовлен по итогам пленарного заседания семинара-совещания «Соцзаказ. Итоги». Посмотреть полную запись встречи можно по ссылке

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике