Новости
Новости
24.06.2024
21.06.2024
20.06.2024
18+
Статьи

Честный рассказ: из чего состоит день соцработника прачечной

Корреспондент АСИ поговорил с социальным работником АНО «Жизнь», которая работает в Челябинске в бесплатной прачечной для нуждающихся. 

Фото: Dan Gold / Unsplash

Марина Бабицкая — социальный работник. Каждый будний день она встречает нуждающихся (и не очень) в «ДУШевной прачечной». 

«ДУШевная прачечная» — это место, где можно бесплатно помыться и постирать свою одежду. В случае если одежда совсем в плачевном состоянии, там же можно получить новую. Прачечная доступна для всех, включая людей с инвалидностью. 

Соцработник — человек широких компетенций

В обязанности Марины входит встретить посетителя, узнать причину обращения в прачечную, выдать необходимые гигиенические принадлежности и халат, записать к врачу, если необходимо, помочь восстановить документы, подсказать, где можно переночевать, и написать запрос для консультации юриста. 

Каждый день проходит по-разному. Бывает, собирается очередь уже в девять утра, когда прачечная еще не открыта. А бывает, что народу почти нет. 

Злоупотребления

Марина рассказывает, что часто люди злоупотребляют помощью: приносят, например, постирать половики. Таким она обычно отвечает, что половики в прачечной не стирают. 

А иногда приходят вполне благополучные люди, у которых просто сломалась стиральная машинка. Для таких «Жизнь» подготовила специальный чек-лист платных прачечных. Конечно, далеко не все остаются довольны таким ответом, признается Марина. 

На стирку посетителям дается ровно 30 минут. Порядок должен быть во всем. По словам Бабицкой, тут как с детьми: разрешил одному задержаться чуть подольше, остальные начинают требовать к себе такого же отношения. 

«Но у многих, конечно, есть совесть. Ко мне приходит пенсионерка, участница Афганской войны, только чтобы постирать те вещи, которые сама не может чисто физически. Такие, как она, даже приносят свой порошок из дома», — рассказывает Бабицкая.

Сокровищница

Однажды Марину отругало начальство: мол, откуда деньги в прачечной, вымогаешь, что ли?

Оказалось, что постоянные посетители начали благодарить ее за помощь — оставляли по 100–150 рублей. Все деньги Бабицкая складывала в коробочку — так в прачечной появилась «сокровищница». 

Александр Кряжев / РИА Новости

Принесенные бабушками деньги Марина передавала на покупку горячих обедов для бездомных и малоимущих, а печенье и сладости оставляла на кухне, где все посетители могли выпить чаю. 

«Женщинам помочь сложнее»

Новую одежду чаще всего просят мужчины. В топе потребностей всегда носки и нижнее белье. А вот женщины никогда не признаются, что они нуждаются, — стесняются. То, что они бездомные, Марина узнает по косвенным признакам и обрывкам разговоров и при необходимости сама выдает нужную одежду, без расспросов. 

«Мы вот с одной женщиной общаемся давно. И даже несмотря на это, она мне не все до конца рассказывает. Говорит, как у нее дела в моменте, но реальную причину своих бед не озвучивает. Начинаешь предлагать помощь юриста — аж до психов доходит. Женщинам помочь, конечно, сложнее», — делится Бабицкая. 

«А он у нас уже был…»

Задача соцработника — сориентировать человека в трудной ситуации. Но иногда сделать это не удается — многие готовы принимать помощь, но только не предпринимать самостоятельные действия. 

Фото: BBiDDac / Unsplash

«Жизнь» сотрудничает с христианскими трудовыми домами, не замеченными в дурном обращении с подопечными, и различными социальными организациями. Марина рассказывает, что, если человеку требуется работа, она часто советует сходить в один из таких центров. Даже сама звонит туда с просьбой взять к себе еще одного нуждающегося.

Часто Марина получает вежливый отказ: «А он у нас уже был… Нарушал порядок, пил. Трижды восстанавливали ему документы, потому что он их постоянно терял».

Соцработник — неблагодарная работа? 

«Приходит ко мне человек и заявляет, мол, оформите мне пенсию, я к вам через месяц подойду. Я говорю: в смысле? А он мне: “Ну так это твоя работа. Вы тут все для нас должны делать”», — рассказывает Марина. 

Иногда на вопрос «Как вам помочь?» люди отвечают: «Дай денег». Спасибо говорят только в редких случаях. Некоторые требуют пару носков ежедневно, после каждого посещения душа. 

Однажды Марина лично договорилась с больницей, чтобы в палату приняли подопечного организации. Оплатила ему проезд и приехала с ним на другой конец города.

«А он взял и отошел якобы в туалет. Напился там, и я поняла: ни в какую больницу мы уже не попадем, его просто не возьмут», — рассказывает Бабицкая. 

Что люди должны знать о соцработниках 

«Прежде всего — что это тоже люди», — говорит Марина. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике