Новости
Новости
25.07.2024
24.07.2024
23.07.2024
18+
Статьи

Почему каждому стоит финансировать научно-исследовательские разработки

Какой поддержки не хватает сейчас российской науке и как работают НКО, которые помогают проводить медицинские исследования — анализировали участники форума «Формула диалога».

Фото предоставлено «Форумом Доноров»

Недостаточность финансирования, низкий престиж профессии ученого и неэффективная коммуникация — основные проблемы современной российской науки. Сложившуюся ситуацию эксперты обсуждали в начале июля на одной из сессий форума «Формула диалога». Мероприятие провела ассоциация грантодающих организаций Форум Доноров, чтобы стимулировать развитие частной поддержки проектов отечественной науки, образования и просвещения.

Кто должен платить за науку

В 2023 году расходы из федерального бюджета РФ на гражданскую науку составили 691,8 млрд рублей. Вклад частного бизнеса в науку в 2023 году вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко оценил в 200 млрд рублей. К 2030 году затраты на исследования и научные разработки должны увеличиться не менее чем до 2% ВВП (в 2022 году их доля была 0,9% ВВП) — власти признают, что недостаточность финансирования замедляет развитие науки.

«Есть ли тот предел достаточного финансирования, когда все скажут: “Все, денег достаточно, больше нам не надо”?» — задала риторический вопрос собравшимся на сессии «Развитие науки: потребности, вызовы, партнерство» Ольга Петрова, заместитель министра науки и высшего образования РФ. Большинство из них с чиновником согласились, признав, что только лишь увеличением финансирования проблемы российской науки не решить.

Рассуждая о том, кто в России должен финансировать науку, директор АНО «Лаборатория “Сенсор-Тех”» Денис Кулешов сказал, что его проект из года в год развивается в основном благодаря благотворительной помощи крупных компаний («Норникель», ГК «Ренова», «Сбербанк») — попечителей Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» (учредитель «Сенсор-Тех»).

«Сенсор-Тех» создает программное обеспечение и устройства для людей с инвалидностью по слуху и зрению. Сейчас в разработке у лаборатории три нейроимпланта (электронное устройство, вживляемое в мозг): один позволяет передать картинку с камеры в зону зрительной коры, второй — звуки с микрофона в улитку внутреннего уха, третье устройство предназначено для коррекции неврологических заболеваний, в числе которых болезнь Паркинсона, хронические болевые синдромы, тремор, синдром Туретта.

Устройства проходят стадию разработки. По предположению Дениса Кулешова, имплант для восстановления слуха будет доступен пациентам уже в 2026 году, а зрительный нейроимплант в лаборатории планируют сертифицировать в 2027 году.

Денис Кулешов подчеркивает, что «Сенсор-Тех» — первый российский разработчик нейроимплантов. Руководитель организации объясняет: чтобы сделать подобное устройство, команда минимум из 50 человек с конкурентными зарплатами каждый день в течение 10 лет проводит исследования на сложнейшем оборудовании, моделирует устройство, тестирует на животных («Сенсор-Тех» устанавливает свои устройства обезьянам). После этого разработке предстоят клинические испытания на добровольцах.

Денис Кулешов. Фото предоставлено Форумом Доноров

«Впервые в России, наверное, есть такой кейс, когда фонд, наш учредитель, софинансирует исследования (часть денег “Сенсор-Тех“ получает от государства), вкладывается в инновации. Потом мы их продаем, в рамках социального предпринимательства, конечно. Зачем делать исследование ради исследования, если можно довести до коммерциализации? Эти деньги потом таким своеобразным кэшбеком возвращаются назад на поддержку слепоглухих людей», — объясняет Денис Кулешов модель работы своей организации.

Касается каждого

Директор по развитию Фонда развития науки, техники и медицины «Фронтмед» (единственный российский частный научный фонд, который занимается поддержкой неврологии и нейронаук) Ия Кузьменко уверена, что финансировать научные исследования, особенно в области медицины, должны не государство или бизнес, а жители страны.

«На Западе 80% научно-исследовательских разработок в сфере медицины финансируют частные лица, не государство, потому что все понимают, что таким образом они инвестируют в свое будущее и будущее своих детей», — комментирует зарубежный тренд Ия Кузьменко.

Ия Кузьменко. Фото предоставлено Форумом Доноров

Эксперт говорит, что пожертвования на научные исследования в медицине — новое для России направление, поэтому сотрудничество с потенциальными донорами идет сложно. По мнению представителя фонда, работе в этом направлении мешает в том числе и то, что в стране до сих пор не изучили вклад частных научных фондов в развитие экономики и общества.

В связи с этим Ия Кузьменко предлагает подобным организациям объединиться, например на площадке Форума Доноров, и провести исследование, а потом на его основе разработать стандарты для рынка и по ним же впоследствии отчитываться. Ия Кузьменко считает, что таким образом фондам, поддерживающим развитие науки, проще будет демонстрировать свою прозрачность и результативность.

«Не все понимают, как реализуются такие проекты, почему они идут по пять лет. При этом важно сделать их максимально прозрачными и понятными для меценатов — сдать регулярную отчетность, посчитать количество благополучателей. Меценатам важны конкретные показатели — на кого или на что расходуются деньги: на какие реактивы, в каком количестве, на какое оборудование, на каком этапе находится проект, почему финансирование нужно здесь и сейчас», — пояснила Ия Кузьменко.

Вовлечение в науку

Сразу несколько представителей научного сообщества на форуме критиковали то, как устроен социальный институт науки в современной России. В частности, Тагир Аушев, член-корреспондент РАН, научный руководитель АНО «Научный центр перспективных междисциплинарных исследований “Идея”», говорил о том, что сейчас средняя аспирантская стипендия — 15 тысяч рублей, и человек сначала поступает в аспирантуру, а потом может податься на какой-то грант и повысить размер своего дохода, если заявку одобрят.

Однако схема привлечения аспирантов, по мнению ученого, должна работать наоборот: гранты нужно объявлять до того, как человек принял решение связать свою жизнь с наукой. Так студенты будут знать размер своего дохода, а самые перспективные из них не разъедутся в поисках лучших условий.

«Надо настраивать систему российской науки так, чтобы она могла эффективно потреблять выделяемые на нее деньги, увеличить ее емкость. Если этого не сделать, любые вливания будут иметь очень низкую эффективность», — обращает внимание Тагир Аушев.

Тагир Аушев. Фото предоставлено Форумом Доноров

Несовершенство российской грантовой системы отметил и Евгений Палкин, проректор по научно-инновационной работе АНО высшего образования «Российский новый университет». Более того, ученый указывал на то, что система сейчас разрознена и не выстраивается в единую экономическую цепочку. Так, результатом гранта является публикация, что с реальной экономикой никак не связано.

Так как исследование — не конечный продукт, встроить науку в реальное производство очень сложно: владельцу бизнеса приходится одновременно и инвестировать в науку, и содержать производство, которое дает деньги, а это для каждого предпринимателя — большие риски. Кроме того, для реализации на производстве разработанных технологий нужны люди, и задача вузов — готовить для этого нужных специалистов, при этом в стране нет системы обязательного распределения. В связи с этим Евгений Палкин призывает изучить все «цепочки мелких масштабов» и создать механизмы, позволяющие построить единую систему.

Недостаточная информированность

Еще одна задача, которую предстоит решить российскому научному сообществу, — найти правильные подходы к популяризации науки и эффективные модели коммуникации. Без них невозможны ни рост уровня просвещенности в обществе, ни приток молодых ученых в аспирантуру, ни систематическое инвестирование в исследования.

Пример того, что может делать для популяризации науки и поддержки талантливой молодежи крупный бизнес, привела Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики ГМК «Норильский никель». Компания разрабатывает проекты по вовлечению в науку школьников, предполагая, что в перспективе те придут в компанию и будут создавать в ней собственные инновационные разработки.

«Мы решили сделать “Лигу изобретателей“ для школьников. У нас есть ребята, у которых по 100–200 идей самых разных. В прошлом году мы пошли дальше и вовлекли в изобретательство студентов и молодых специалистов компании», — поделилась Ирина Жуйкова.

Развить интерес к науке у молодежи нацелен и фонд «Фронтмед». У организации есть отдельное направление, посвященное популяризации науки. НКО стремится повысить осведомленность общества об актуальных достижениях в области неврологии, разъясняет, почему важно финансировать научные разработки, проводит мероприятия для повышения квалификации ученых и врачей, а также для формирования медицинской информированности пациентов и их близких.

«Наш фонд, наверное, известен не тем, что мы финансируем научно-исследовательские разработки, а тем, что мы поддержали постановку спектакля по болезни Паркинсона. Этот проект нам был нужен для того, чтобы объяснить обывателям, нашим гражданам, что такое болезнь Паркинсона, почему нужны исследования, связанные с этой болезнью, и на каких этапах люди могут к этому присоединиться», — признается Ия Кузьменко.

Спектакль, о котором идет речь, — «К чему меня жизнь не готовила. Пункт 64. Паркинсон». Постановка — часть проекта «Выиграть время», запущенного фондом «Фронтмед», чтобы рассказать о специфике болезни Паркинсона и привлечь средства на исследования в области ранней диагностики заболевания, которыми занимается ФГБНУ «Научный центр неврологии». Серия спектаклей состоялась в Москве, дальше постановку планируют показывать в Санкт-Петербурге.

Несмотря на то что работа по популяризации науки активно ведется, систематизированной информации о том, в какие научные проекты можно инвестировать, не хватает. Вопрос об этом поднял Михаил Сизов, управляющий партнер консалтинговой компании «Мобиус Технологии».

Михаил Сизов. Фото предоставлено «Форумом Доноров»

Менеджер рассказал, что в компании есть образовательное подразделение, которое отвечает за обучение сотрудников, партнеров, заказчиков, а также за взаимодействие с университетами. И только от университетов ему удается узнать, что нового происходит в науке, какие перспективные разработки ведутся. Решение для этой проблемы предложил Денис Кулешов. Руководитель «Сенсор-Тех» считает, что нужно составить прозрачный актуальный реестр российских научных стартапов, доступный ученым и инвесторам.

Михаил Сизов добавил, что перед выступлением на сессии он познакомился с Ией Кузьменко, она рассказала о работе фонда, а болезнь Паркинсона была у его любимой бабушки.

«Мне не составит труда внести энное количество миллионов, чтобы профинансировать одно из исследований фонда. Мне хочется это сделать, потому что это история моей семьи и мой личный опыт. Я общался с такими же предпринимателями в IT-отрасли, как я, и знаю, что многие из них готовы участвовать в таких фундаментальных проектах или в каких-то больших исследованиях на основании своего личного опыта. Или когда им нужную информацию в необходимом количестве доносят. Это идет через призму собственного восприятия — человеку хочется помочь и сделать что-то», — резюмировал Михаил Сизов.

Форум «Формула диалога» — часть проекта «Формула сохранения научного и образовательного потенциала страны: диалоги и сотрудничество филантропов и ученых», направленного на:

  • повышение взаимной осведомленности и развитие взаимодействия между научно-образовательным сообществом и сообществом филантропов;
  • повышение престижа филантропической деятельности по поддержке образования и науки;
  • стимулирование обмена подходами и практиками между филантропическими организациями.
  • Проект реализуется на средства Фонда президентских грантов.

    18+
    АСИ

    Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

    Попасть в ленту

    Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

    Рассылка

    Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике