Новости
Новости
14.08.2024
13.08.2024
12.08.2024
18+
Серии

Кейс: цирк, Маршрут и Петербург 

Кейс сотрудничества Упсала-Цирка и организаторов спектакля-променада по произведениям Даниила Хармса «Маршрут “Старухи”», которые вместе на один день перенесли жителей Санкт-Петербурга в мир цирка и поэтов ОБЭРИУтов.

Фото: Александр Игнатович

Участники и партнеры:

  • Упсала-Цирк
  • Спектакль-променад Маршрут «Старухи»

Как встретились старухи и циркачи: история сотрудничества

В этом году в Санкт-Петербурге уже в двенадцатый раз состоялся ежегодный Маршрут «Старухи»  —  спектакль-променад по произведениям Даниила Хармса и поэтов-ОБЭРИУтов. Каждый год его организаторы предлагают участникам Маршрута посмотреть на произведения писателя совершенно по-новому. Например, в 2017-м году основными партнерами променада стали три театра кукол, и Хармс раскрылся через кукольную и предметную эстетику.

Нынешним летом участники спектакля гуляли по городу в компании циркачей, ангелов, чертей, велосипедистов, старух и чудотворцев — главной темой маршрута стал цирк! Как говорят организаторы, каждый участник Маршрута нашел цирковую арену по себе, для себя, в себе и вокруг себя. «В этом году мы перенесли Маршрут из центра Петербурга прямо в Упсала-Цирк и построили спектакль вокруг него и фактически, и концептуально», — рассказывает Анастасия Задорожная, исполнительный продюсер Маршрута.

Анастасия Задорожная (в центре). Фото: Александр Игнатович

Маршрут стартовал в полдень в Упсала-цирке и закончился через восемь часов на берегу Финского залива. За это время гости и артисты побывали в новых для Маршрута локациях, который обычно проходит в географии повести Даниила Хармса «Старухи». В этот раз авторы хотели показать, что Петербург Хармса можно разглядеть в любом уголке города, и зрителей ждали пространства Упсала-Цирка и пляжа «Морские дубки» в Лисьем Носу.

«Рано или поздно Упсала-Цирк и Маршрут должны были встретиться, оба проекта создают близкие по духу люди. Цирк дружит с главными вдохновителями маршрута — театроведами Юлией Клейман и Константином Учителем. Они знают нас и ходят к нам на спектакли. Также в цирке работаю, например, я, — говорит Дария Ядченко, менеджер команды коммуникаций Упсала-Цирка.

Фото предоставлено АНО «Упсала-Цирк»

И я когда-то будучи студенткой Российского государственного института сценических искусств тоже участвовала в разработке Маршрута. Сейчас я работаю в Упсала-Цирке и помогала тому, чтобы он случился. Думаю, что причиной появления этого маршрута была череда самых разных событий у организаторов и каких-то неочевидных, порой абсурдных встреч, как, например, вечер, когда Константин Учитель оказался на кухне цирка и ел морковку. В какой-то момент они все сложились в линию, которая нас и привела к этой коллаборации».

Секрет партнерства: лежать в блестках и задавать вопросы

«Главной задачей цирка было вдохновить и подготовить площадку к нашествию «Старух». Большая часть создателей маршрута на протяжении полугода ходили к нам в гости, смотрели спектакли, знакомились с пространством, танцевали в конце спектаклей и лежали в блестках, в общем, занимались очень важными глубокими делами, как и полагается всем в цирке», — рассказывает помощник режиссера Упсала-Цирка Маша Михельсон.

Маша Михельсон. Фото предоставлено АНО «Упсала-Цирк»

Каждый год в создании Маршрута принимают участие около двухсот человек. Большая часть сотрудников проекта — студенты младших и старших курсов РГИСИ, а костяк команды, который не меняется из года в год, довольно небольшой. Таким образом получается, что основная часть коллектива — это новые люди. И эту специфику важно учитывать при партнерстве.

«Одна из целей нашего проекта — обучить в процессе подготовки спектакля молодых специалистов, дать им тот опыт, который они мало где могут получить просто потому, что на проекты чаще всего берут людей уже с опытом работы. Тем более на те проекты, в которых им самим хотелось бы быть занятыми. И мы всегда очень благодарны более “заземленным” организациям, которые работают на постоянной основе со штатными сотрудниками, что они идут нам навстречу и понимают нашу специфику. И в этом плане Упсала-Цирк был прекрасным партнером», — отмечает Анастасия Задорожная.

Вместе с коллегами из цирка организаторы Маршрута еще на начальном этапе проекта обсудили цепочку, по которой должна была идти вся коммуникация и проводиться обмен информацией и согласование. И все сработало именно так, как было запланировано.

«Мне кажется, что основа любого сотрудничества заключается в диалоге. Нужно постоянно разговаривать друг с другом и задавать вопросы. Чем больше их задается, тем лучше и спокойнее обычно идет работа. Если вопросы задаются, а не замалчиваются, у нас есть возможность заранее предугадать какие-то сложности, предусмотреть их и в целом предвосхитить какие-то проблемы еще на уровне согласования», — дополняет Задорожная.

Фото: Александр Игнатович


Показатели эффективности: сотворчество и цирк во всем городе

В этом году Маршрут «Старухи» начался в Большом шатре Упсала-Цирка на Свердловской набережной, а в парке рядом с ним расположились тир «Расстреляй поэта», Необычный рынок и еще несколько цирков: Чижиный, Старушачий, Принтипрам, Плохой, Блошиный, Взрослый и цирк уродцев им. Даниила Хармса.

«Большая часть всего Маршрута была завязана на работе Упсала-Цирка, что, мне кажется, было важно для коллег. А для нас было принципиально, чтобы пространство сыграло правильно и Маршрут оставался целостным концептуальным продуктом. Это бывает очень сложно сделать, потому что спектакль идет целый день на разных локациях. Важно выдержать все его части в едином тоне, и, думаю, вместе у нас это получилось», — подчеркивает Анастасия Задорожная.

Она также считает, что один из важных показателей успешного сотрудничества — это возможность сотворчества для обеих сторон: «Если два театральных проекта встречаются, чтобы сделать какой-то проект вместе, им важно, чтобы миссия и цель существования каждого из них отразилась в этом сотрудничестве и в создаваемом проекте. Каждая сторона хочет, чтобы все участники выразили себя, и чтобы это в итоге пришло к концептуальному стилистическому единству. С Упсала-Цирком так и случилось: процесс сотворчества состоялся».

Объединила Упсала-Цирк и Маршрут «Старухи» и финансовая составляющая: часть средств команда Маршрута, которая сама существует только за счет средств с продажи билетов, перевела в пользу цирка. Эта сумма позволила НКО покрыть организационные и технические расходы мероприятия.

Фото: Александр Игнатович

«Мы знаем, что у коллег сейчас есть определенные трудности финансового характера. И мы хотели помочь проекту, потому что Упсала-Цирк — это классно и важно! И нам бы хотелось, чтобы такой проект и дальше существовал в Петербурге. Это было немаловажным фактором, из-за которого мы взялись за сотрудничество в этом году: подумали, что если можем помочь проекту, то почему бы этого не сделать», — рассказывает Задорожная. 

Но главный индикатор того, что совместная работа удалась — это, конечно, довольные зрители и артисты. 

«Маршрут «Старухи» в этом году — это большой праздник цирка, который мы устроили для всего города и для нас самих. И главный показатель, что праздник удался — это люди! Люди, сидящие на головах, люди, висящие на кулисах, люди, лежащие на поляне, люди, летающие в воздухе. Очень много людей. Разных. Нам важно, чтобы люди узнавали про цирк. Объединялись благодаря ему, экспериментировали, пробовали новое и узнавали, что цирк бывает разным и люди бывают разные. И во всем этом абсурде находили повод для нежности, любви, аплодисментов, слез, смеха, теплых встреч и объятий», — считает Маша Михельсон. 

Залог успеха и рекомендации: дружить, есть морковку и находить общие ценности

«У нас большой опыт работы с НКО не только в рамках проекта, но и вне его, потому что в Санкт-Петербурге много театральных некоммерческих проектов. Нам важно было посотрудничать с Упсала-Цирком, потому что у наших проектов есть какая-то связь и взаимная симпатия друг к другу. Всегда приятно таким образом подружиться, и я думаю, что мы еще вернемся к совместному творчеству. Не думаю, что что-то может нам в этом помешать», — завершает Анастасия Задорожная.

Дария Ядченко советует НКО, которые хотели бы найти партнера для творческой коллаборации, быть открытыми, и находить общие ценности и интересы. «Если они есть, значит, коллаборация получится. Возможно, вам ещё пригодится навык жонглирования. Рано или поздно он всегда пригождается. А еще нужно продолжать дружить, ходить друг к другу в гости, время от времени есть морковку вместе на кухне цирка и мечтать». 

Фото: Александр Игнатович

Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.


18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике