Новости
Новости
13.12.2024
12.12.2024
18+
Статьи

Театр простодушных: возможность быть услышанным

Театру простодушных в этом году исполняется 25 лет. 1 сентября он открывает очередной сезон. Корреспонденты АСИ побывали на репетиции и узнали, как устроен уникальный театральный волонтерский проект.

Фото: Дима Жаров / АСИ

Театр простодушных — первый в России и Европе драматический театр актеров с синдромом Дауна и актеров-аутсайдеров. Это некоммерческий независимый частный проект. Основной состав — люди с ментальными особенностями, вместе с которыми в спектаклях могут участвовать приглашенные нейротипичные актеры. Постановка и оформление спектаклей, занятия и творческие мастерские, координация работы и вся деятельность театра осуществляются силами волонтеров. В настоящий момент проект базируется на территории Культурного центра ЗИЛ, где проходят репетиции, театральные лаборатории и показы спектаклей.

Когда в 1999 году актер и режиссер Игорь Неупокоев собрал группу молодых людей с синдромом Дауна и начал с ними ставить первый спектакль, к этому не очень серьезно относились даже родители особых артистов: «Ну, выучили дети текст…»

Но Театр простодушных стал не просто инклюзивным проектом. Он стал ярким явлением культурной жизни. Он участвовал в международных театральных фестивалях и получал призы российских и европейских конкурсов. Актеров из необычной труппы приглашали в кино и на роли в другие театры. Неупокоев открывал зрителям и профессионалам удивительный потенциал этих артистов.

Фото: Дима Жаров / АСИ

А в 2020 году бессменного руководителя театра не стало.

«Мы вообще не знали, что будет дальше, не верили в продолжение, – говорит Татьяна Хохлова, мама актера Театра простодушных Антона Хохлова. — Тогда нас под свое крыло взял Дима».

Нейротипичный актер Димитрий Чернэ играл в Театре простодушных с 12 лет, а в 2016 году главный режиссер стал вводить его в спектакль «Прение живота со смертью» — своего рода визитную карточку театра. К моменту, когда «простодушные» оказались в трудном положении, это уже была неотъемлемая часть его жизни. Оставалось только убедить вместе идти дальше участников проекта. И они ему поверили.

Сейчас Димитрий Чернэ совмещает работу в нескольких театральных проектах и преподавание с управлением Театром простодушных, где он директор, режиссер отдельных постановок, продюсер и главная движущая сила.

«Это моя работа каждый день с утра до вечера, — говорит Димитрий Чернэ. — В нужный для меня момент я услышал несколько авторитетных мнений от людей, которых я больше всего уважаю в театральной среде, и что бы мне теперь ни говорили, я знаю, это классно. Это настоящий театр, а не подобие театра, где показывают людей с особенностями и на это жалко смотреть».

Где бы он ни был, он всегда внутри процесса. Даже репетицию может провести онлайн, и особые актеры будут внимательно слушать, вникать и по-настоящему работать.

На площадке вместе с ними волонтеры — профессиональные режиссеры и актеры, студенты творческих и педагогических вузов и просто те, для кого это тоже стало чем-то важным.

«Я вижу, как иногда легко, играючи, хоп — и получаются совершенно удивительные вещи, — говорит Елизавета Лихачева, актриса, педагог, режиссер и ведущая молодежной группы Театра простодушных. — Это невероятно органичные актеры. Они как калейдоскоп, который можно и так повернуть, и иначе. С одной стороны, в них есть детскость и наивность, а с другой — они очень серьезно относятся к тому, что здесь происходит».

Киноактер Чингиз Гараев считает, что театр как таковой сегодня по большей части теряет актуальность, смысл и не выполняет свои задачи. Но, признается артист, когда пришел сюда, вновь смог театр полюбить.

«Я учусь у ребят, — говорит он, — актерскому мастерству, существованию на сцене. Возьми любого из них и поставь в кадр рядом кого-то из топ-10, и пусть он попробует на этом фоне не пропасть. Один раз после спектакля меня спросили, какое у меня расстройство, и я не обиделся — для меня это была похвала. Потому что очень трудно не потеряться, не быть лишним элементом рядом с этими артистами».

Три раза в неделю особые актеры приезжают на занятия и репетиции. Проект в том числе способствует их социализации и самостоятельности, но давно уже вышел за эти рамки.

«За кулисами актеров подстраховывают волонтеры и в нужный момент выпускают на сцену. Как-то раз они были новые, неопытные, — рассказывает Татьяна Хохлова. — Антон пришел домой и рассказывает: «Мой выход, а меня не отпускают. Я вырвался и побежал на сцену!»  За столько лет, он, конечно, все сам знает, и ему важно хорошо отыграть спектакль».

Исполнитель роли Сальери в спектакле «Моцарт» Никита Паничев говорит: «Режиссер мне сказал: ты будешь играть, но при условии, что будешь ответственно относиться». Никита — человек непростой. С одной стороны, очень трудоспособный и талантливый, а с другой, он периодически влипает в разные истории. Как-то, например, пропал и его разыскивали «ЛизаАлерт» и известные артисты.

«Я через разное прошел, — говорит он, — и через падения, и через взлеты. И звездная болезнь была, и депрессия. Потом стал понимать, что нужно относиться к жизни серьезно, иначе можно растерять все. А я хочу, чтобы связь была с театром».

Театр простодушных — это еще и возможность дать голос тем, кого не слышат.

«Я знаю, что люди с особенностями думают так же, как все остальные, то есть — разнообразно, — говорит Димитрий Чернэ. — Их просто никогда не спрашивают ни о чем. А у них такие же потребности и такие же эмоции, но они не всегда могут это выразить».

Возможность для самовыражения и творческого эксперимента нынешний руководитель Театра простодушных дает также всем, кто хочет делать современный, яркий и актуальный независимый театр. «Раньше у нас была больше своя компания, — говорит Татьяна Хохлова, — а сейчас столько приходит молодежи, интересных людей со своими идеями».

Найти себя в проекте смогут не только волонтеры из околотеатральной среды. Помимо творческой и педагогической работы, есть еще много задач, без решения которых не получится спектакль.

«У нас в одной постановке на сцене должна быть целая детская площадка — с горкой, качелями, песочницей. И ее надо из репетиционного зала на сцену перенести, собрать, расставить, но однажды перед спектаклем из волонтеров были только я и еще две девушки и мы пытались как-то это все сделать, — рассказывает Наталья Архипкина, координатор проекта. — Волонтерская помощь никогда не будет лишней. Костюмы погладить, реквизит подготовить, да даже просто бывает надо с кем-то из артистов рядом побыть, чаю налить, цветы купить…»

Заинтересованность, личное желание быть частью этой истории, готовность волонтеров помогать, а зрителей — видеть, слышать, находить смыслы — все это позволяет Театру простодушных оставаться независимым проектом. «Мы очень нуждаемся в людях, которые могут прийти и показать свое отношение к нам», — говорит Димитрий Чернэ.

«Но даже если кто-то идет на спектакль с любопытством, недоверием, надменностью, сочувствием, пусть приходит! — говорит Елизавета Лихачева. — Я уверена, что уйдет такой человек совсем с другими чувствами».

Всю информацию о жизни театра, спектаклях и волонтерских задачах можно найти в телеграм-канале проекта.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике