Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Интервью

Ирина Ефремова-Гарт: «”Цифровые ангелы” не берутся из воздуха»

Директор по устойчивому развитию «Мобиус Технологии» — о роли IТ в работе некоммерческих организаций и необходимых условиях для цифровой трансформации НКО.

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

Ваша компания занимается внедрением инноваций и интеграцией российских разработок в действующую IТ-инфраструктуру, отвечает за устойчивость в IТ. Большинство продуктов и сервисов рассчитаны на бизнес. Как и почему компания решила сотрудничать с некоммерческим сектором?

«Мобиус» — уникальная компания, в прошлом году нам исполнилось 10 лет. Но до февраля 2022 года это была совсем небольшая семейная компания. После она серьезно трансформировалась, приросла большим количеством крутых специалистов: инженеров, консультантов, менеджеров. До этого они работали в IТ-компаниях, которые задавали стандарты в области социальной ответственности и формировали те практики, на которые равнялась не только IТ-отрасль, но и весь бизнес-сектор. Для учредителей компании «Мобиус Технологии» было важно сформировать повестку устойчивого развития таким образом, чтобы социальная политика компании, ориентированная на внешнее сообщество, в том числе на некоммерческий сектор, приносила реальные результаты и приводила к измеряемому социальному эффекту.

Миссия нашей компании — вдохновлять каждого, кто встал на путь цифровой трансформации, уверенно достигать успеха, обеспечивая непрерывное, устойчивое и независимое развитие.

Некоммерческие организации сегодня — один из ключевых поставщиков социальных услуг, пользователями которых являются огромное количество жителей нашей страны, включая сотрудников компании и членов их семей. Поэтому для нас важно, чтобы эти организации могли в полной мере воспользоваться потенциалом, который сегодня есть у цифровых технологий.

Какие вы видите особенности в теме цифровизации некоммерческого сектора? Столкнулись ли вы с какими-то сложностями в работе с НКО?

Мы свою задачу видим в том, чтобы помогать российским компаниям, госсектору и НКО проходить безболезненно процесс цифровой трансформации, рассчитывая не столько на зарубежные решения и железо, сколько ориентируясь на то, что производится в нашей стране. 

В работе с некоммерческим сектором алгоритм сотрудничества одинаковый, неважно, музей это или библиотека, благотворительный фонд или ассоциация: все начинается с того, что в организации должно присутствовать осознание, зачем ей нужны эти цифровые решения. Кому-то достаточно сейчас сайта и присутствия в социальных сетях, кому-то к этому нужно подключить CRM-систему, а кому-то для оптимизации работы нужны нейросети или блокчейн.

Давайте вспомним, когда только-только в социальном секторе стала появляться технология блокчейна, сколько мифов было создано вокруг нее. Например, что блокчейн поможет в разы увеличить объемы собираемых средств. На самом деле фандрайзинг никуда не взлетит, пока у некоммерческой организации не будет достаточной зрелости и ясности процессов. То же самое касается и всех остальных технологий. Пока в организации не отстроены процессы по работе с волонтерами, не выстроен должным образом процесс мониторинга реализуемых проектов и управления ими, не уделяется внимание управлению инновациями, думать про реальную цифровую трансформацию рано. 

Интерес к цифровизации, основанный на хайпе, постепенно сменяется интересом осознанным. У людей уже была возможность что-то попробовать, набить шишки, понять, что не работает, иногда понять даже, почему оно не работает. Этот опыт привел к тому, что возникла определенная осторожность, когда коллеги выбирают 10 раз подумать, прежде чем что-то внедрять, посчитать, какая будет выгода. Это очень хорошо, если проводить аналогию с тем же бизнесом: никакая нормальная компания не вступала в процесс цифровой трансформации, не просчитав все за и против.

Расскажите, пожалуйста, как именно вы помогаете организациям и фондам с цифрой? Какие форматы поддержки возможны?

Никто не начинает пользоваться искусственным интеллектом и интернетом вещей только для того, чтобы ими пользоваться. Это все инструменты, которые призваны оптимизировать процессы, разгружать людей. Оптимальный вариант — когда ими начинают пользоваться согласно плану развития организации, понимая, какие пробелы в работе НКО цифра поможет закрыть. 

Приведу пример партнерства с фондом «Доброта Севера». Компания «Северсталь» использует широкую линейку инструментов для поддержки музеев на территориях своего присутствия, включая грантовые конкурсы, программы наставничества и обмена опытом. Год назад коллеги обратились с предложением объединить усилия, чтобы помочь участникам проекта «Музеи Русского Севера» органично и эффективно пройти процесс цифровой трансформации. 

У рабочей группы были свои гипотезы относительно того, как можно помочь музеям в этом процессе. Мы решили их сначала протестировать и начали с того, что провели серию интервью с директорами музеев. Это позволило понять, насколько наши гипотезы соотносятся с проблемами, с которыми музеи живут. И оказалось, что нехватка финансирования — это хоть и важная составляющая, но не основная. Главное — это люди, которым сложно адаптироваться к чему-то новому и малопонятному, нехватка экспертизы и знаний в области цифровых технологий. После интервью и сессий по дизайн-мышлению концепция программы была доработана, в ней появился новый проект, сфокусированный на цифровой трансформации, со своими ресурсами и инструментами поддержки.

Если НКО хочет развиваться в цифровых технологиях, какие варианты существуют: учиться самим, обучать сотрудников или нанимать специалистов на стороне? А может, вообще ничего не делать и оставить все как есть?

Если со стороны руководства некоммерческой организации нет ясного понимания, что и зачем они хотят внедрить, если сам руководитель НКО не является примером и не пользуется технологиями, если организация не планирует обучаться управлению новыми знаниями, без этого ничего никуда не сдвинется. 

Это миф, что искусственный интеллект можно кормить некачественными данными, а он будет выдавать оптимальные решения и рекомендации, как реализовать стратегию организации.

Пока не сформирована культура работы с данными и понимание, какого качества они должны быть, пока не улучшено качество сбора, хранения и обработки данных, а также ответственности за это — рассчитывать на то, что организация успешно трансформируется и начнет в полной мере использовать потенциал цифры, не приходится. 

Это же касается привлечения IТ-специалистов из технологических компаний, которые в качестве волонтеров могли бы помочь НКО пройти этот путь. Удовлетворенность НКО тем, что делают приходящие специалисты, и самих волонтеров от работы с НКО невысокая. Причина в том, как выстроен процесс управления волонтерами и какие ожидания сформированы у обеих сторон. Здесь серьезный объем работы, который должен быть проделан как НКО, так и бизнесом. 

Какие перспективы вы видите в этом направлении?

Одним из решений может быть целенаправленная подготовка волонтеров из числа сотрудников IТ-компаний. Мы назвали их «цифровыми ангелами». После того как НКО получают финансирование на разработку и внедрение цифровых решений, каждая из них получает в помощь своего “цифрового ангела”. Он выступает связующим звеном между НКО и разработчиками, помогает НКО сориентироваться в огромном многообразии цифровых решений, учит выстраивать грамотный диалог с непосредственными поставщиками услуг, составлять технические задания, помогает просчитать бюджет, который необходим на разработку и внедрение цифровых решений. Мы верим в эту модель поддержки и начали сейчас ее тестирование.

Очевидно, что «цифровые ангелы» не берутся из воздуха. Их подготовка требует определенных инвестиций со стороны бизнеса. Потому что люди могут все понимать про цифру — как этот процесс отстроен, как коммуницировать с разработчиками, но они никогда не работали с приютами для бездомных животных или с музеями. Их тоже в этом случае нужно будет обучать, погружать и все время быть с ними на связи, чтобы они чувствовали поддержку и имели возможность получить своевременную консультацию, если что-то пойдет не так, как планировалось.

Сегодня российская IТ-отрасль постепенно приходит к осознанию того, зачем этим компаниям заниматься социальной ответственностью, в чем уникальность того ресурса, который они могут предложить этому рынку, как должен быть отстроен этот бизнес-процесс, чтобы взаимодействие с организациями некоммерческого сектора принесло реальную пользу всем участникам этого сотрудничества и обществу. 

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике