В Екатеринбурге календарь событий в начале декабря сильно напоминает праздничную новогоднюю неделю. Практически ежедневно в ходе акции #ЩедрыйВторник проходят выставки и ярмарки, концерты и паблик-токи. Мероприятия продолжают проводить и после 3 декабря.
Участники ежегодной благотворительной акции отмечают, что в нее в этом году вовлечено рекордное для столицы Урала количество НКО, предприятий малого и среднего бизнеса, культурных институций, образовательных учреждений и креативных индустрий.
Как сделать благотворительность доступной
В 2024 году #ЩедрыйВторник в Екатеринбурге объединил более 30 организаций: НКО, музеи, кофейни, книжные магазины, музыкальные и спортивные клубы. Участники акции разработали и продолжают реализовывать порядка 50 краткосрочных и долгосрочных акций и проектов — некоторые продлятся несколько месяцев. Как отмечают организаторы, это примерно в полтора раза больше, чем в прошлые годы.
«В этом году нашей задачей было сделать #ЩедрыйВторник доступным для любого горожанина. Хотелось, чтобы любой екатеринбуржец, просто идя по улице, мог увидеть информацию об акции в ближайшем магазине или кофейне. И проявить свою щедрость здесь и сейчас, без ограничений, не проходя через утомительные процедуры регистрации и тому подобного», — говорит Мария Костарева, координатор акции в Екатеринбурге, PR-директор благотворительного фонда «Менора».
Чтобы упростить участие в благотворительности, по словам Марии Костаревой, необходимо привлекать партнеров с большим количеством общедоступных локаций. В первую очередь — предприятия малого бизнеса, такие как сети магазинов у дома, минимаркеты, точки общепита, кофейные киоски, так как они доступны и знакомы людям любого возраста и любого достатка. Представитель фонда «Менора» поделилась, что предлагает партнерам разные варианты активностей.
«Многие наши партнеры — например, сеть оптик “Культура зрения” или книжный магазин “Буквально” — в период акции успели помочь нескольким НКО с совершенно разными целевыми аудиториями», — рассказала Мария Костарева.
Сочетание несочетаемого
Основной приметой екатеринбургской акции #ЩедрыйВторник в 2024 году стало формирование многообразных коллабораций, объединивших представителей самых разных сфер деятельности. Некоторые из них на первый взгляд даже казались несочетаемыми.
Истинное зрение
#ЩедрыйВторник официально открыла выставка молодых художников с аутизмом из арт-группы «Истинное зрение», организованной АНО «Лаборатория социальных инноваций» в составе Лиги поддержки молодежи с особенностями ментального развития. Специально для этого события проект создал экологичные сумки с изображениями картин, представленных на выставке. Все средства, вырученные от их продажи, направят на поддержку деятельности арт-группы: оплату занятий, приобретение расходников, организацию выставок.
Создать коллекцию мерча по мотивам выставки предложило уральское информационное агентство «Европейско-Азиатские новости». СМИ также профинансировало работу, которую выполнили сотрудники инклюзивной швейной мастерской «Город мастеров». Мероприятие на своей площадке приняла муниципальная организация — Музей истории Екатеринбурга (МИЕ).
Новым опытом для участников проекта стала совместная работа с местным волейбольным клубом «Уралочка»: спортсменок пригласили участвовать в фотосессии для рекламы сумок. Кроме того, клуб организовал продажу мерча на своем домашнем матче с москвичками из «Динамо».
«Мы уже имели опыт работы с арт-группой “Истинное зрение” и очень рады, что эти художники стали частью культурного бэкграунда города. #ЩедрыйВторник — совершенно новая для нас практика, которая позволяет нам не только помогать самим, но и мотивировать на эту деятельность других», — призналась Ксения Кузнецова, маркетолог МИЕ.
Выставочный проект стал обучающей площадкой для студентов специальности «медиакоммуникации» Уральского гуманитарного института. Они приняли участие в монтаже экспозиции и организации церемонии открытия, а также разработали и провели собственное мероприятие — паблик-ток на тему «Щедрый вторник. Искусство и благотворительность» с участием Марии Костаревой, Ксении Кузнецовой и директора АНО «Открытый город» и инклюзивной мастерской «Город мастеров» Анны Клещевой.
Кроме того, на открытии выставки появилась идея создать стикерпак для Telegram на основе работ участников арт-группы «Истинное зрение». Ее предложила екатеринбургская художница и педагог проекта Екатерина Калужникова.
Добрый джаз
Одним из основных событий «Щедрого вторника» в Екатеринбурге не первый год остается концерт «Добрый джаз». Каждый раз концерт проходит в первом специализированном джаз-клубе города EverJazz. Идея выделить один рабочий день клуба под благотворительную акцию возникла около пяти лет назад. Все средства, полученные от концерта, продюсеры клуба традиционно передают некоммерческой организации «Благое дело» и фонду «Менора».
«Благое дело» более 15 лет занимается жизнеустройством — сопровождаемым проживанием и трудовой занятостью людей с различными видами инвалидности. «Менора» развивает современную экосистему заботы о людях старше 75 лет, помогая им бороться с возрастными кризисами, деменцией, одиночеством и обеспечивая качественный уход и разнообразный досуг.
В этом году на сцене «Доброго джаза» выступили четыре профессиональных уральских джаз-бэнда: «Изумруд», трио PROVANS, Квинтет Юлии Дьячковской и мультиинструменталисты Виталий Владимиров и Игорь Паращук. Чтобы поддержать инициативу #ЩедрыйВторник, музыканты в этот день выступают бесплатно. Специальными гостями, открывшими мероприятие, стали участники инклюзивного коллектива Waves band, основанного сотрудниками и подопечными «Благого дела». К проекту также присоединились студенты архитектурной академии, разработавшие непосредственно для «Доброго джаза» новые айдентику и постеры.
«Концерт закончился, но послевкусие от него не отпускает несколько дней. Хозяевам и резидентам клуба удалось создать ту необыкновенную атмосферу, в которой все чувствуют себя по-настоящему родными людьми. Людьми, у которых не возникает вопроса, зачем, собственно, они тут собрались. Люди покупают билеты по более высокой стоимости, чем обычно. Люди приводят с собой родных и друзей. Это уже традиция, сформированная “Щедрым вторником”», — объясняет Мария Костарева.
Неглаженные
В одном из самых популярных общественных пространств Екатеринбурга, торговом центре «Мега», в преддверии акции участники волонтерского движения «Про.Добро» открыли фотовыставку «Неглаженные». Экспозиция посвящена котикам с особенностями здоровья, которые ждут своих будущих хозяев. Она будет работать до конца 2024 года.
Выставка стала заключительным мероприятием фотолаборатории, организованной движением «Про.Добро». Студентами лаборатории стали люди с различными видами инвалидности и медиаволонтеры организации — они и сделали фотографии, представленные на экспозиции «Неглаженные». Обучение проходило под руководством екатеринбургского фотографа Александра Осипова.
Участники проекта в течение нескольких недель изучали приемы фотосъемки на фотоаппарат и на смартфон. За время обучения студенты освоили портретную, предметную и репортажную съемку, а также познакомились с жанром креативного фото и прошли практику в фотостудии.
По мнению организаторов проекта, фотолаборатория дала молодежи не только возможности творческого роста, но и реальные профессиональные навыки. А медиаволонтеры, в свою очередь, попрактиковались в освещении нестандартных социальных проектов.
Как рассказала председатель правления «Про.Добро» Яна Колмогорова, по итогам фотолаборатории планировали сделать одну выставку, а получилось целых две. Чтобы собрать материал для выставки «Неглаженные», студенты лаборатории снимали кошек из Центра реабилитации животных.
«Этим красоткам и красавчикам очень нужен дом и любящие хозяева. Но животным с особенностями здоровья найти его намного сложнее, чем обычным относительно здоровым обитателям приюта. Вскоре после начала выставки мы узнали, что одна из наших мохнатых моделей, умница и красавица Питахайя, нашла свой дом и своих людей. Это огромная радость лично для меня!» — поделилась Яна Колмогорова, добавив, что очень гордится этим проектом.