Новости
Новости
10.01.2025
09.01.2025
28.12.2024
18+
Статьи

Семь вторников на неделе: как акцию #ЩедрыйВторник проводят в Екатеринбурге

В этом году в столице Урала под знаком всемирной инициативы, приуроченной к Международному дню благотворительности, проходит рекордное количество мероприятий.

Группа «Изумруд». Фото предоставлено организацией

В Екатеринбурге календарь событий в начале декабря сильно напоминает праздничную новогоднюю неделю. Практически ежедневно в ходе акции #ЩедрыйВторник проходят выставки и ярмарки, концерты и паблик-токи. Мероприятия продолжают проводить и после 3 декабря.

Участники ежегодной благотворительной акции отмечают, что в нее в этом году вовлечено рекордное для столицы Урала количество НКО, предприятий малого и среднего бизнеса, культурных институций, образовательных учреждений и креативных индустрий.

Как сделать благотворительность доступной

В 2024 году #ЩедрыйВторник в Екатеринбурге объединил более 30 организаций: НКО, музеи, кофейни, книжные магазины, музыкальные и спортивные клубы. Участники акции разработали и продолжают реализовывать порядка 50 краткосрочных и долгосрочных акций и проектов — некоторые продлятся несколько месяцев. Как отмечают организаторы, это примерно в полтора раза больше, чем в прошлые годы.

«В этом году нашей задачей было сделать #ЩедрыйВторник доступным для любого горожанина. Хотелось, чтобы любой екатеринбуржец, просто идя по улице, мог увидеть информацию об акции в ближайшем магазине или кофейне. И проявить свою щедрость здесь и сейчас, без ограничений, не проходя через утомительные процедуры регистрации и тому подобного», — говорит Мария Костарева, координатор акции в Екатеринбурге, PR-директор благотворительного фонда «Менора».

Чтобы упростить участие в благотворительности, по словам Марии Костаревой, необходимо привлекать партнеров с большим количеством общедоступных локаций. В первую очередь — предприятия малого бизнеса, такие как сети магазинов у дома, минимаркеты, точки общепита, кофейные киоски, так как они доступны и знакомы людям любого возраста и любого достатка. Представитель фонда «Менора» поделилась, что предлагает партнерам разные варианты активностей.

«Многие наши партнеры — например, сеть оптик “Культура зрения” или книжный магазин “Буквально” — в период акции успели помочь нескольким НКО с совершенно разными целевыми аудиториями», — рассказала Мария Костарева.

Сочетание несочетаемого

Основной приметой екатеринбургской акции #ЩедрыйВторник в 2024 году стало формирование многообразных коллабораций, объединивших представителей самых разных сфер деятельности. Некоторые из них на первый взгляд даже казались несочетаемыми.

Истинное зрение

#ЩедрыйВторник официально открыла выставка молодых художников с аутизмом из арт-группы «Истинное зрение», организованной АНО «Лаборатория социальных инноваций» в составе Лиги поддержки молодежи с особенностями ментального развития. Специально для этого события проект создал экологичные сумки с изображениями картин, представленных на выставке. Все средства, вырученные от их продажи, направят на поддержку деятельности арт-группы: оплату занятий, приобретение расходников, организацию выставок.

Фото предоставлено организацией

Создать коллекцию мерча по мотивам выставки предложило уральское информационное агентство «Европейско-Азиатские новости». СМИ также профинансировало работу, которую выполнили сотрудники инклюзивной швейной мастерской «Город мастеров». Мероприятие на своей площадке приняла муниципальная организация — Музей истории Екатеринбурга (МИЕ).

Новым опытом для участников проекта стала совместная работа с местным волейбольным клубом «Уралочка»: спортсменок пригласили участвовать в фотосессии для рекламы сумок. Кроме того, клуб организовал продажу мерча на своем домашнем матче с москвичками из «Динамо».

«Мы уже имели опыт работы с арт-группой “Истинное зрение” и очень рады, что эти художники стали частью культурного бэкграунда города. #ЩедрыйВторник — совершенно новая для нас практика, которая позволяет нам не только помогать самим, но и мотивировать на эту деятельность других», — призналась Ксения Кузнецова, маркетолог МИЕ.

Выставочный проект стал обучающей площадкой для студентов специальности «медиакоммуникации» Уральского гуманитарного института. Они приняли участие в монтаже экспозиции и организации церемонии открытия, а также разработали и провели собственное мероприятие — паблик-ток на тему «Щедрый вторник. Искусство и благотворительность» с участием Марии Костаревой, Ксении Кузнецовой и директора АНО «Открытый город» и инклюзивной мастерской «Город мастеров» Анны Клещевой.

Кроме того, на открытии выставки появилась идея создать стикерпак для Telegram на основе работ участников арт-группы «Истинное зрение». Ее предложила екатеринбургская художница и педагог проекта Екатерина Калужникова.

Добрый джаз

Одним из основных событий «Щедрого вторника» в Екатеринбурге не первый год остается концерт «Добрый джаз». Каждый раз концерт проходит в первом специализированном джаз-клубе города EverJazz. Идея выделить один рабочий день клуба под благотворительную акцию возникла около пяти лет назад. Все средства, полученные от концерта, продюсеры клуба традиционно передают некоммерческой организации «Благое дело» и фонду «Менора».

Фото предоставлено организацией

«Благое дело» более 15 лет занимается жизнеустройством — сопровождаемым проживанием и трудовой занятостью людей с различными видами инвалидности. «Менора» развивает современную экосистему заботы о людях старше 75 лет, помогая им бороться с возрастными кризисами, деменцией, одиночеством и обеспечивая качественный уход и разнообразный досуг.

В этом году на сцене «Доброго джаза» выступили четыре профессиональных уральских джаз-бэнда: «Изумруд», трио PROVANS, Квинтет Юлии Дьячковской и мультиинструменталисты Виталий Владимиров и Игорь Паращук. Чтобы поддержать инициативу #ЩедрыйВторник, музыканты в этот день выступают бесплатно. Специальными гостями, открывшими мероприятие, стали участники  инклюзивного коллектива Waves band, основанного сотрудниками и подопечными «Благого дела». К проекту также присоединились студенты архитектурной академии, разработавшие непосредственно для «Доброго джаза» новые айдентику и постеры.

«Концерт закончился, но послевкусие от него не отпускает несколько дней. Хозяевам и резидентам клуба удалось создать ту необыкновенную атмосферу, в которой все чувствуют себя по-настоящему родными людьми. Людьми, у которых не возникает вопроса, зачем, собственно, они тут собрались. Люди покупают билеты по более высокой стоимости, чем обычно. Люди приводят с собой родных и друзей. Это уже традиция, сформированная “Щедрым вторником”», — объясняет Мария Костарева.

Неглаженные

В одном из самых популярных общественных пространств Екатеринбурга, торговом центре «Мега», в преддверии акции участники волонтерского движения «Про.Добро» открыли фотовыставку «Неглаженные». Экспозиция посвящена котикам с особенностями здоровья, которые ждут своих будущих хозяев. Она будет работать до конца 2024 года.

Фотовыставка «Неглаженные». Фото предоставлено организацией

Выставка стала заключительным мероприятием фотолаборатории, организованной движением «Про.Добро». Студентами лаборатории стали люди с различными видами инвалидности и медиаволонтеры организации — они и сделали фотографии, представленные на экспозиции «Неглаженные». Обучение проходило под руководством екатеринбургского фотографа Александра Осипова.

Участники проекта в течение нескольких недель изучали приемы фотосъемки на фотоаппарат и на смартфон. За время обучения студенты освоили портретную, предметную и репортажную съемку, а также познакомились с жанром креативного фото и прошли практику в фотостудии.

По мнению организаторов проекта, фотолаборатория дала молодежи не только возможности творческого роста, но и реальные профессиональные навыки. А медиаволонтеры, в свою очередь, попрактиковались в освещении нестандартных социальных проектов.

Как рассказала председатель правления «Про.Добро» Яна Колмогорова, по итогам фотолаборатории планировали сделать одну выставку, а получилось целых две. Чтобы собрать материал для выставки «Неглаженные», студенты лаборатории снимали кошек из Центра реабилитации животных.

«Этим красоткам и красавчикам очень нужен дом и любящие хозяева. Но животным с особенностями здоровья найти его намного сложнее, чем обычным относительно здоровым обитателям приюта. Вскоре после начала выставки мы узнали, что одна из наших мохнатых моделей, умница и красавица Питахайя, нашла свой дом и своих людей. Это огромная радость лично для меня!» — поделилась Яна Колмогорова, добавив, что очень гордится этим проектом.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике