В просторном помещении висят гирлянды из картонных яблок, вдоль стен расставлены книжные шкафы, пахнет выпечкой, греются несколько чайников. Перед невысокой сценой рассаживаются мужчины и женщины разных возрастов, разных профессий, разных интересов. Но есть между ними и общее. Все они — «дети наших бабушек и дедушек», как их ласково называют сотрудники благотворительного фонда «Менора». Все эти люди пришли на родительское собрание наоборот: когда родители не встречаются, а обсуждаются.
Лекарство от одиночества и прогрессирования возрастных заболеваний
«”Менора” — это одна большая семья, которая заботится о ваших мамах и папах, бабушках и дедушках. Но для того чтобы наша помощь была эффективнее, важно, чтобы вы тоже участвовали в этом процессе. Поэтому давайте знакомиться ближе и узнавать, как совместной заботой мы можем сделать жизнь пожилых родственников более качественной, какие возможности “Меноры” для этого подойдут», — начинает родительское собрание директор фонда Ирина Гуткина.
С 2014 года организация развивает разные программы, которые включают в себя психологическую, информационно-консультационную, финансовую, медико-социальную и бытовую помощь. «Как мы говорим, наши программы рассчитаны на людей от нуля до 120 лет», — улыбается Ирина Гуткина. На родительском собрании акцент делают на работе с теми, кто постарше.
По данным «Меноры» на 2024 год, на территории Свердловской области живут около 939 тысяч людей в возрасте старше 60 лет и около 60 тысяч человек старше 90 лет.
Фонд выстраивает собственную экосистему активного долголетия и заботы «До 120!». Задача программы — преодолеть социальное одиночество, с которым нередко приходится сталкиваться людям в возрасте.
«Представьте, что основа нашей жизни — это киты. У каждого они свои. У кого-то — семья, у кого-то — работа, у кого-то — путешествия… Но что если все киты уплыли? Человек просто не знает, на что ему опираться дальше. А мы — та организация, которая помогает в старости находить новые опоры и оставаться собой», — объясняет координатор клубных программ для пожилого возраста Светлана Зингер.
Курируемый ей «Дневной центр» в фонде называют лекарством от одиночества и прогрессирования возрастных заболеваний: здесь пожилые люди не только общаются, но и решают головоломки для развития памяти, участвуют в мастер-классах, присоединяются к клубам по интересам, путешествуют по области. Светлана Зингер отмечает, что постепенно радость от встречи друг с другом у подопечных перерастает в радость новых знаний и навыков. И тут же предлагает слушателям проверить и самим выполнить несколько упражнений по нейробике.
Зал оживляется — люди стараются асинхронно двигать руками и смеются, сбиваясь с ритма. Читают вслух текст, записанный с помощью цифр и символов вместо привычных букв. Рассчитывают, какое число соответствует изображению ежика, если он равен двум яблокам, а те, в свою очередь, — трем грибочкам. Светлана подбадривает: «Ваши родители справляются с этим за пару минут, мы засекали!» А потом обращается к участникам встречи:
«Теперь вы знаете о “Дневном центре” и понимаете, как он может быть полезен! Но очень важно, чтобы вы не только знали о такой программе, но и не боялись сопротивления со стороны своих близких. А оно может быть крайне сильным, ведь наши бабушки и дедушки очень оберегают своих детей и внуков и не хотят их беспокоить. Вам будут говорить, что ничего не нужно, что все хорошо и так. Но это сопротивление нужно преодолевать, и в этом нам нужна ваша помощь. Хвалите их, подбадривайте, восхищайтесь!»
И улыбающиеся, только что шутившие про закипающие мозги слушатели согласно кивают.
Достойные условия жизни, цифровая грамотность и виртуальные экскурсии
Когда у пожилого человека нет сил или возможностей приехать в «Дневной центр», выручает проект «Заботливая связь». Волонтеры фонда обучают людей старшего поколения цифровой грамотности и помогают им наладить общение в интернете. Сейчас смартфоны освоили почти 300 человек, самой старшей участнице проекта — 96 лет.
Для дистанционных подопечных в «Меноре» готовят лекции и мастер-классы, проводят виртуальные экскурсии и даже стримы. А цель остается прежней: через разные формы и взаимодействия создать условия, в которых пожилой человек не чувствует себя одиноким, и практически каждый день поддерживать с ним связь.
Проект «Заботливая связь». Фото предоставлено фондом «Менора»
Еще одна часть системы заботы — программа «Уход на дому», в которой сотрудники фонда помогают одиноким пожилым людям справляться с болезнями и одиночеством, следят, чтобы качество ухода оставалось на современном и достойном уровне. Сейчас программа распространяется на 10 городов. Под присмотром почти 200 патронажных работников «Меноры» — 479 подопечных старше 70 лет.
«Мы работаем вместе с государством — не заменяем его, а помогаем. Поэтому у каждого нуждающегося в уходе человека должен быть и социальный работник», — замечает старший координатор программы, руководитель патронажной службы Екатерина Солдатова.
Домашнее задание
Патронажный работник не находится рядом с подопечными круглосуточно — обычно он приходит несколько раз в неделю. Но это не значит, что в остальное время пожилой человек остается без помощи.
Специально для тех, кто редко выходит из дома и нуждается в уходе, в 2023 году при поддержке Фонда президентских грантов в «Меноре» создали проект «Служба быстрого реагирования». Участники этой программы получают браслеты с тревожной кнопкой и в случае непредвиденной ситуации могут отправить сигнал о помощи.
Первый звонок идет детям или другим родственникам, которые подписали соглашение о совместной деятельности с «Менорой». Если никто не отвечает, проходит второй звонок — в сам фонд.
Браслет с тревожной кнопкой. Фото предоставлено фондом «Менора»
«Эта инициатива вызвала большой положительный отклик у взрослых детей наших подопечных. Даже когда дети живут в одном городе с родителями, далеко не всегда они способны отреагировать на экстренный звонок: может помешать работа, командировки, что-то еще. Но благодаря этому проекту у них всегда есть страховка», — подчеркивает координатор программы «Уход на дому» Алина Мелешко.
Участников родительского собрания предупредили, что «Менора» готова принять вызов о помощи, но взамен взрослых детей просят поддержать родителей во время знакомства с новым гаджетом. Например, следить, чтобы тот всегда был заряжен, и убеждать близких, что новая технология никак не усложнит их быт.
По наблюдениям сотрудников фонда, пожилые люди часто сомневаются в том, что смогут освоить браслет, боятся случайно его сломать или испортить. Преодолеть эти страхи обычно помогает именно помощь близких. Поэтому координаторы программ напоминают, что с пожилыми родственниками важно быть рядом, отзываться на их просьбы и поддерживать.
Напоследок участники родительского собрания получили домашние задания. Те, кто активнее всего интересовался программой «Заботливая связь», должны были переговорить с родителями, убедить попытаться освоить цифровой мир при помощи волонтеров. Все без исключения участники встречи должны были доставить своему близкому пожилому человеку какую-то пусть небольшую, но искреннюю радость.
«Вспомните, что они всегда любили, чем интересовались, — это может быть что-то простое, но важное», — порекомендовала екатеринбуржцам напоследок Светлана Зингер.
Через день один из участников встречи перевел «Меноре» 30 тысяч рублей и рассказал, что это была идея его мамы. «Она попросила: ”Давай поможем другим! Я хочу, чтобы ту помощь, которая есть у меня, могли получить и другие”», — поделился благотворитель.
Благотворительный фонд «Менора» объединяет людей разных поколений, развивает системную благотворительность на основе исторической памяти и взаимной ответственности за настоящее и будущее еврейской общины Урала. В частности, берет на себя большую часть заботы о людях, чьи семьи пережили Холокост или были эвакуированы на Урал.