У нас в России очень много талантливых детей-сирот. Но их развитие ограничено каким-то кружком или парой занятий с хорошим мастером, который периодически приезжает в детский дом. Это нерегулярно и несистемно, из-за чего у ребят нет потенциала развития. Воспитатели не могут поддерживать их талант по вполне понятным причинам.
Но для меня это всегда было странно – такое равнодушие системы к жизненному пути детей-сирот. Тогда мы с командой центра придумали социально-образовательный проект «Курс на пять». Стали выявлять творчески одаренных детей и предлагали им попробовать себя в живописи, музыке, актерском искусстве.
Через какое-то время мы поняли, что многие из них запросто могут получить профессиональное образование в творчестве, если заблаговременно создать для них образовательную траекторию.
Но сразу возникла другая проблема. Для того чтобы поступить в хороший колледж или вуз, в том числе московский, – хоть ты трижды одаренный ребенок! – нужно иметь хорошие оценки. Потому что конкурс аттестатов никто не отменял.
А у детей-сирот с базовыми предметами беда-беда. Если ребенок сдает экзамены на тройки, то это уже большая победа. Но это значит, что конкурировать с другими детьми при поступлении практически невозможно.
Тогда мы поняли, что нужны репетиторы. Помимо творческих занятий нужны занятия
по всем общеобразовательным предметам, иначе наши талантливые дети – художники и артисты – просто не смогут поступить. Это как раз было время пандемии, поэтому нам удалось охватить этими занятиями куда большее число детей благодаря онлайн-встречам.
Потом мы снова подумали: а почему мы зациклились именно на творческих детях? Ведь хорошо сдать экзамены и выпуститься с неплохими оценками важно для всех детей.
Когда ребенок находится в своей семье, то родители заботятся о том, чтобы он был замотивирован учиться. Они контролируют своих детей, следят за прогрессом, поддерживают. У детей с опытом сиротства такой опоры нет.
При этом даже обычный среднестатистический ребенок не очень любит учиться и делает все из-под палки. И это при хорошей жизни. А на воспитанников детских домов накладывается еще и травмирующий опыт сиротства, что усложняет процесс обучения в несколько раз.
А травмирующий опыт сиротства – это широкая категория. Это круглые сироты, которые находятся в детском доме. И дети, находящиеся в социальном учреждении по причине того, что их родители временно ограничены в родительских правах. И дети, которые имеют опыт сиротства, но теперь проживают в приемной семье. Все они находятся в разных обстоятельствах, но их объединяет травмирующий опыт сиротства.
Для всех них и был создан «Курс на пять». Такое название мы выбрали не случайно: нам важно, чтобы из троечников дети превращались хотя бы в хорошистов, а еще лучше – в отличников. Проект реализуется при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Нельзя допускать, чтобы воспитанников «рассылали» по колледжам, с которыми как бы сотрудничает детский дом. Была такая история: я познакомился с девочкой, которая прекрасно фотографировала. У нее явно был талант. Но она учится на повара.
Я у нее спрашиваю: «А почему так?» Она отвечает: «У меня никто ничего не спрашивал. Просто сказали, что иду туда учиться на повара. Я и пошла, куда сказали».
А ведь у этих детей тоже есть свои потребности, предпочтения и стремления. И перечеркивать их не стоит.
Каждый год мы публикуем информацию о том, что набираем детей из московских детских домов. Дети проходят первичное тестирование, а затем попадают в подходящие по уровню классы.
Далее они могут выбрать направление, которое им интересно. У нас представлены большинство школьных предметов: алгебра, химия, физика, английский, русский и так далее.
Мы сотрудничаем с замечательными педагогами, которые уже знают специфику обучения детей-сирот. К тому же они очень хорошие предметники и просто хорошие люди. Сами дети тоже им говорят: «Круто, вы не как школьные учителя!».
У нас действительно не стоит такая задача, чтобы все было, как в школе. Наша задача – дать детям дополнительные знания. Кто хочет, тот воспользуется этой возможностью. Это надо в первую очередь им, поэтому все занятия проводятся на добровольной основе.
Учителя у нас работают на зарплате, для этого мы выигрываем гранты и собираем деньги на этот проект отдельно. Несколько дней назад на сайте «Усыновите.ру» начали новый сбор. До конца января 2025 года нам нужно собрать средства на обучение 25 ребят.
Очень важно, чтобы репетиторы были настоящими профессионалами, для которых обучение — это ответственность и регулярная работа. Я знаю, что есть такая альтернатива, когда молодые учителя или студенты занимаются с детьми как волонтеры. Это правда здорово, когда молодые ребята общаются с сиротами старшего возраста. Но все-таки это волонтеры: сегодня они смогли, а завтра нет. А в данном случае нужна постоянная кропотливая работа. Оплачиваемая.
Основная проблема, с которой сталкиваются учителя, – отсутствие мотивации у детей. Они считают, что учиться не нужно, ведь можно зарабатывать миллионы, будучи блогером. Это мифология, присущая многим. Да и вообще нынешним подросткам привычна мысль о том, что нужно жить, не напрягаясь. У детей-сирот это усугубляется иждивенческой позицией.
Поэтому при отсутствии значимых взрослых в таких детях часто сложно открывать какие-то таланты. Я лично очень долго думал, что делать с рукодельным мальчиком, который делал отличные витражи. Предложил ему пойти в художественную академию, а он мне ответил, что рисовать не умеет. Тогда меня осенило: а что, если он мог бы быть реставратором? Прежде чем прийти к такой мысли, я проводил с ним много времени, думал, чем он мог бы заняться.
По счастью, моя идея сработала. И это не потому, что я какой-то гений, а потому, что к каждому конкретному ребенку нужно искать подход, думать, что может быть хорошо именно для него.
Для упрощения работы у нас в проекте с детьми общаются психологи. Помогают, в частности, выявлять их профессиональные склонности.
А в конце получаем шквал отзывов от приемных родителей и детских домов. Многие пишут: «Никогда бы не подумали, что наш Петенька может сдать математику на такой высокий балл!»
Поначалу мы переживали, что готовим детей исключительно творческой направленности. А вдруг многим из них покажется, что творчество – это не для них? И такие случаи действительно имели место. Я даже обижался поначалу: ну как же так, все это время учили, готовили, а он раз – и передумал! Говорил, мы так много работали, а теперь ты говоришь, что не хочешь быть художником.
А потом я понял. Ну и что, что передумал? Да, мы дали возможность, но у ребенка есть выбор – воспользоваться ею или нет. Может, художником он и не станет, но благодаря полученным знаниям станет кем-то другим. И я начал смотреть на это шире. Перестал считать, что все было зря.
Записала Дина Ивина.
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.