Маркировка позволяет получать информацию о каждом этапе жизненного цикла товара — от нанесения цифрового кода производителем до покупки товара конечным потребителем. Вся информация о товаре при этом доступна в мобильном приложении.
Цикл товарооборота
- Производитель заказывает коды маркировки.
- Производитель наносит цифровой код на товар (каждый из кодов уникален).
- Товар и сведения о его перемещении передаются в систему маркировки.
- Товар передается в логистическую службу, где все его передвижения фиксируются.
- После доставки в магазин цифровой код сканируется, а товар помещается на полку.
- После продажи товара система фиксирует выбытие цифрового кода из оборота.
- Несмотря на выбытие, вся информация о товаре продолжает быть доступна в мобильном приложении.
Согласно постановлению правительства РФ от 31.12.2019 № 1956, участники оборота товара — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют оборот немаркированной продукции на территории РФ. Не могут являться участниками оборота товара физические лица, которые применяют налог на профессиональный доход, то есть самозанятые.
Важно! Ремесленники по закону могут не маркировать свои товары. Согласно федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, что является ремесленным делом, определяет каждый субъект государственной власти отдельно.
Основные даты
С 1 апреля 2024 года маркировке подлежат рубашки, верхняя одежда, блузки, шарфы и шали, спортивные костюмы, свитеры, юбки, брюки, костюмы и куртки.
С 1 марта 2025 года к ним присоединятся купальники, детские ползунки, перчатки, шляпы, галстуки, халаты, носки, колготки и пижамы.
С сентября 2025 года маркировке будут подлежать детские игрушки: игрушки на колесах (самокаты и так далее), куклы, коляски для кукол, карточные игры всех типов, электрические гоночные автомобили, настольные игры, в том числе детские столы для игры в бильярд.
Кто и когда должен наносить средства идентификации
Производитель. На территории РФ должны промаркировать свою продукцию до того, как отгрузят товары с территории производства.
Импортер. Должны промаркировать товар до ввоза из стран ЕАЭС. Импортеры из других стран маркируют товары до помещения товара под таможенные процедуры.
Комиссионер. Должны промаркировать товар, когда принимают его на комиссию от физических лиц.
Владелец товара. Маркируют товар в случае утери кода маркировки или при описании остатков.
Что необходимо для работы с маркированным товаром
Сначала зарегистрироваться в системе «Честный знак»: оформить усиленную квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться в личном кабинете, заключить договоры с оператором-ЦРПТ, пополнить лицевой счет.
Важно! Один код стоит 60 копеек с НДС.
Затем приобрести или воспользоваться соответствующим оборудованием: УКЭП, принтер для печати этикеток, 2D-сканер для проверки читаемости кодов, онлайн-касса, компьютер.
Как маркировать товары
- Описать карточку товара в Национальном каталоге и получить код товара.
- В Станции управления заказами заказать коды маркировки с необходимым способом выпуска товара в оборот (убедитесь, что количество кодов достаточно для маркировки всех товаров).
- Распечатать и нанести код маркировки на товар.
- В ГИС МТ подать документ о вводе товара в оборот.
Важно! Если у вас импортный товар, сначала задекларируйте его и пройдите таможенные процедуры выпуска. Только потом подавайте документ о вводе товара в оборот.
Кастомизация товаров легкой промышленности
Что делать, если товар претерпел некоторые изменения или и вовсе получил ребрендинг? В таком случае стоит понять, действительно ли изменения были незначительными. К ним относится, например, нанесение вышивки или принта. В таком случае перемаркировка такого товара не требуется.
А вот если товар был доработан с изменением атрибутов кода товара, например артикула или цвета, тогда перемаркировка требуется.
Функциональные возможности
«Маркировка.Просто»
Ольга Никифорова, руководитель проектов «Легкая промышленность» Центра развития перспективных технологий «Честный знак», представила бесплатное приложение «Маркировка.Просто», созданное для представителей малого и среднего бизнеса, где нет автоматизированных производственных линий.
С помощью приложения можно заказать коды маркировки на описанные товары, отправить на печать этикетки для нанесения по заготовленным шаблонам в приложении, сформировать отчет о нанесении и ввести товары в оборот.
«ЭДО Lite»
Бесплатный сервис электронного документооборота, благодаря которому можно обмениваться сведениями об обороте маркированной продукции. Участникам оборота доступен обмен формализованными документами, содержащими коды маркировки (УПД, УКД, аннулирование по формату РОСЭУ).
«Честный ЗНАК.Бизнес»
Бесплатное мобильное приложение для работы с маркированными товарами через мобильное приложение для работы с маркированными товарами через мобильные устройства на платформах iOS и Android. В приложении можно работать с документами и взаимодействовать со службой поддержки. Там же можно найти подсказки на основных этапах работы с приложением, универсальный сканер и справочную информацию.
Приложение для потребителя «Честный ЗНАК»: общественный контроль
Через приложение потребитель может подать жалобу на товар без маркировки, не считывающийся код, просроченный маркированный товар в продаже, несоответствие информации в приложении и на упаковке, некорректную разрешительную документацию и нарушение правил торговли (например, продажу алкоголя несовершеннолетним).
Ответственность за несоблюдение правил обязательной маркировки
В случае нарушения требований по маркировке на участников может быть вынесено предупреждение или наложен штраф в размере от тысячи до трех тысяч рублей.
За более крупные нарушения может быть наложена уголовная ответственность (арест и лишение свободы сроком до шести лет).
Источники: статьи 15.12 и 15.12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Что о причастности НКО к «Честному знаку» думает юрист
Нельзя забывать, что у некоммерческих организаций ограниченная правоспособность. Система «Честный знак» регулируется законодательством о торговой деятельности, и в нем регистрируются участники торгового оборота, а именно производители, поставщики, импортеры, дистрибьюторы, коими НКО не являются.
Существует 0,5% некоммерческих организаций, в чьих уставах и ОКВЭДах действительно есть что-то, связанное с розничной торговлей, но это редкость и практически архаизм.
Поэтому не надо путать некоммерческие организации, ставя их в один список с коммерческими юрлицами и индивидуальными предпринимателями. Большинство из них ничего не продают (по крайней мере не должны) и тем более ничего не производят.
Это значит, что некоммерческие организации не имеют права производить и продавать шерстяные носки или прочие предметы. Если им связали и пожертвовали эти носки бабушки — это не значит, что этим можно торговать.
Часто спрашивают про мерч. Но шьет ведь его не сама НКО, а какой-то производитель. Он и должен маркировать продукцию. К нему же, если что, и придут с претензией за немаркированную продукцию как к производителю, импортеру или дистрибьютору.
Если же НКО на каком-то непонятном основании продает немаркированный мерч, полученный от производителя и поставщика, в таком случае за немаркированную продукцию сразу после поставщика придут и к НКО.
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «ПРОявления НКО: информация, смыслы, комьюнити», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.