Новости
Новости
23.04.2025
22.04.2025
21.04.2025
18+
Серии

«Даже если он не прав, я все равно буду на его стороне»

Иван – выпускник московского Центра содействия семейному воспитанию. Еще в подростковые годы в его жизни появилась Илона. Сначала она была его наставником, а сейчас во многом заменила старшую сестру.

наставники
Фото из личного архива Ивана Исаева-Рустаева

Иван Исаев-Рустаев родился в Москве. Все детство и подростковые годы он провел в детском доме. Молодой человек вспоминает: в то время он был довольно закрытым и настороженно относился к новым знакомствам. В 13 лет Ивану предложили поработать с наставником из организации «Старшие братья Старшие сестры» (ныне «Наставники детям». – Прим. АСИ).  

Сначала его наставником была Татьяна. Они общались около года, но вскоре по семейным обстоятельствам наставничество пришлось остановить. А спустя еще полгода Ивану назначили новую «старшую» – Илону.

«Наставники детям»

– это некоммерческая организация, которая реализует программы индивидуального наставничества для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Организация подбирает наставника (он же «старший») и обучает их для регулярного общения с конкретным ребенком («младший») из учреждения или семьи.

Отношения между наставником и ребенком длятся годами. Наставничество включает в себя регулярные встречи и личное общение: так выстраиваются доверительные связи. Наставники помогают адаптироваться к взрослой жизни, получить необходимые социальные и бытовые навыки, помочь в профориентации.

В случае непростых ситуаций наставникам на помощь приходят специалисты организации: они помогают разобраться со сложными случаями, найти из них наилучший выход, увидеть прогресс и поддержать мотивацию.

«Наше знакомство протекало достаточно спокойно. Но у меня не сразу появилось доверие к ней. Я думаю, как и у нее. Мы смотрели друг на друга, в чем-то притирались, но всегда без ссор», – вспоминает Иван.

А спустя время подростка перевели в другое учреждение: из «Соколиной горы» в «Северное Медведково». Были опасения, что Илона больше не сможет приезжать – далековато от ее дома. Но женщина продолжила быть наставником, а спустя время начала звать Ивана к себе в гости. 

Официально Илона была наставником Ивана вплоть до его совершеннолетия. Но остается им и сейчас, хотя уже и в неформальном варианте. «Я бы даже сказал, она не просто наставник, а старшая сестра», – делится Иван. 

«У меня не было запроса, чтобы воспитываться в семье»

Как отмечает Иван, изначально у него не было какого-то конкретного запроса для наставника. Просто куратор, которая развивала программу наставничества в учреждении, увидела Илону и поняла, что именно она нужна подростку. 

«По сути, это был некий эксперимент, на который согласились и я, и Илона. То есть у меня никогда не было запроса на то, чтобы воспитываться в семье. Я вообще к этой теме отношусь максимально спокойно. Просто когда человек раскрывается, видишь его позитивные стороны и начинаешь привязываться. Так было и с Илоной», – объясняет Иван.

В Илоне подростку откликнулась ее открытость, честность и готовность поддержать в любой момент. 

«У нее сразу появилась позиция: “Даже если он не прав, я все равно буду на его стороне”. Но при этом она все равно разговаривала со мной. И если с моей стороны были какие-то косяки, мы проговаривали это», – вспоминает молодой человек.

Фото из личного архива Ивана Исаева-Рустаева

При этом наставница всегда оставляла за подростком право выбора. Она объясняла, почему лучше поступить именно так или иначе, но окончательное решение принимал Иван. Как и последствия своего выбора.

«Идти вместе и отстаивать друг друга» 

Но главное – Илона всегда была готова помочь решить вопросы и защищать интересы подростка.

«Я особенно на этом акцентирую внимание, потому что не все наставники готовы защищать своих подопечных. И это грубейшая ошибка, потому что наставник во многом и приходит для того, чтобы раскрепощать подростка, помогать ему социализироваться и в какой-то момент выступить в роли “мамочки” или “папочки”. Иногда нужно защищать от педагогического состава, который смотрит на ребенка с другого ракурса», – объясняет Иван.

Поддержка – это один из центральных элементов в отношении наставника и опекаемого. Но также важно уметь доверять друг другу, не врать, не скрывать моментов, которые могут повлиять на отношения. Всему этому приходилось учиться и Ивану с Илоной.

«Отношения с наставником – это про готовность идти вместе и отстаивать друг друга. Потому что и подопечным иногда приходится “защищать” своих наставников. Например, бывают случаи, что педагоги старой закалки в учреждениях начинают давить на ребенка: “Какой-то наставник странный, давай ты откажешься, вам не по пути”», – говорит Иван.

«Мы как такового распорядка никогда не устанавливали»  

Обычно волонтеры-наставники встречаются с подопечными каждую неделю и проводят вместе несколько часов. Они общаются, гуляют, играют, занимаются чем-то интересным. Это помогает подростку не только социализироваться, но и подготовиться к взрослой жизни за пределами стен учреждения.

«Мы с Илоной как такового распорядка никогда не устанавливали: его и так в моей жизни было очень много. Это было совместное решение, которое нас двоих устраивало. Мы скорее действовали так: у нас есть задача что-то сделать и есть на это отведенное время», – вспоминает Иван.

Илона с Иваном вместе ездили на дачу, встречались с друзьями, ходили на экскурсии, развлекались и просто общались. Очень важно, чтобы интересы и взгляды «старшего» и «младшего» совпадали: тогда шанс, что пара устоит, – намного выше.

Иван и Илона. Фото из личного архива Ивана Исаева-Рустаева

наставники

В организации «Наставники детям» пары создают кураторы. Именно они изучают, совпадают ли у «старшего» и «младшего» психотипы и интересы, подойдут ли навыки наставника для конкретного ребенка, работают с педагогами и психологами учреждения. Поэтому базовая совместимость в паре всегда есть. Кроме того, кураторы сопровождают пары и проводят супервизии: это позволяет контролировать, чтобы всем в общении было комфортно.

Иван и Илона тоже совпали в некоторых темах. Например, они любят обсуждать политику: хотя и считается, что таких тем лучше избегать. Или бытовые вопросы: например, как поступить корректнее в той или иной ситуации?

А еще очень важно, чтобы «старший» и «младший» совпадали по характеру, уверен Иван. Иногда это даже важнее, чем общие интересы или общие хобби.  

«Знаете, есть скучный тип людей, а есть веселый. И мы вот как раз из второй категории. Мы можем какую-то ерунду сотворить, опоздать куда-нибудь, а потом посмеяться над этим», – объясняет молодой человек.

«Жизнь научила “прощупывать” людей»

Чтобы показать ребенку, какие бытовые и жизненные навыки важны в обычной жизни, наставники могут приглашать своих «младших» провести время с их семьей. Так сделала и Илона: это был важный, хотя и непростой опыт, говорит Иван. Сложнее всего далось знакомство. 

«Я не был открытым для новых знакомств в те времена. Мне было страшно, я не понимал, кто эти люди. Не знал, что они думают обо мне и как меня примут. И года два точно был закрыт для них: жизнь научила “прощупывать” людей», – объясняет Иван.

Иван помогал по хозяйству, вместе с семьей выбирался погулять. Но открыто общаться на любые темы не мог. Уже спустя время Иван «влился» и сейчас поддерживает с семьей Илоны теплые отношения.

«Наставникам лучше понимать: часто адаптация занимает много времени. Хотя все индивидуально. Есть дети, которые открыты ко всем и адаптируются буквально за 30 минут. А есть те, кто реально закрыты: мне потребовалось года два», – объясняет молодой человек.

«Ко мне часто приходят за советом, как выстроить карьеру»

Сейчас Ивану 24 года. Он – депутат Совета депутатов муниципального округа Северный в Москве, а также входит в Молодежный общественный экспертный совет при Уполномоченном по правам человека в Москве.

У Ивана насыщенная жизнь: субботники, обходы территорий, встречи с москвичами, участие в заседаниях и много других задач. Во время общения с Иваном не кажется, что когда-то он был закрытый к новым людям.

«Я начал активно знакомиться с новыми людьми пару лет назад. Почему я это сделал? Потому что мне очень приелся тот круг людей, с кем я общался всю жизнь. И тогда я принял решение “почистить” круг общения: сохранил хорошие отношения, с кем это было возможно, и попрощался с другими. Для меня это была очень важная отправная точка, потому что именно этот шаг позволил мне развиваться дальше в карьере», – объясняет Иван.

Фото из личного архива Ивана Исаева-Рустаева

Некоторое время назад молодой человек даже был попечителем Центра содействия семейному воспитанию, в котором рос. Руководство учреждения предложило занять эту должность, но спустя время Иван отказался.

Зато идея наставничества осталась ему близка, хотя и не совсем в таком формате, как это было у него с Илоной. Иван отмечает: он даже не шел к этому, просто так сложились обстоятельства.

«Я по работе очень много общаюсь с молодежью, ко мне часто приходят за советом, как выстроить карьеру в том или ином направлении. И я в некотором роде тоже выступаю как наставник: рассказываю, как и куда можно двигаться, стараюсь понять потребности человека. Это не официальные отношения, а скорее дружеские», – говорит Иван.

Например, в прошлом году в Москве проходили выборы депутатов в Мосгордуму. В это время Иван познакомился с Адамом – молодым человеком, который помогал в организации. В течение всей избирательной кампании они работали вместе. А сейчас благодаря поддержке Ивана Адам сам начал строить карьеру в политической сфере.

И это – тоже пример, как наставник может поменять жизнь того, кто приходит к нему за советом.

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике