ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» и благотворительный фонд «Константа» провели совместное исследование детского травматичного опыта у лиц с алкогольной зависимостью. Текст исследования есть в распоряжении АСИ.
Все участники анализа проходят программу реабилитации в благотворительном фонде «Константа», комплексная помощь оказывается на дому и в условиях семейного многофункционального центра «Ладья».
Основной риск у таких семей — отобрание детей или их временное помещение в специализированные учреждения. Чтобы избежать этого, «Константа» предлагает родителям с алкогольной зависимостью социальное сопровождение куратором, проводит психологическую диагностику, составляет программы реабилитации, проводит лечение у врача-нарколога и оказывает юридическую и психологическую помощь.
В исследовательскую выборку вошли 100 человек — участники проекта «Ребенок в семье» фонда «Константа», проживающие на территории Тверской области, имеющие несовершеннолетних детей под угрозой изъятия (или уже находящихся в социально-реабилитационных центрах) и диагноз «алкогольная зависимость». Это 74 женщины и 26 мужчин, многие из них — семейные пары. Средний возраст участников — от 35 до 45 лет.
«Защищая желание пить, алкозависимый член семьи может взять на себя роль агрессора или жертвы, проявлять жестокое обращение с детьми. Семья в целом скатывается на асоциальный образ жизни», — говорится в исследовании.
Специалисты решили узнать, как опыт проживания в такой семье влияет на самых уязвимых ее членов — несовершеннолетних детей.
Психотравмирующих событий в детстве детей, родившихся в подобных семьях, масса. Среди них, например:
- сексуализированное или физическое насилие;
- развод родителей;
- отсутствие любви, доверия, поддержки и заботы со стороны родителей;
- попытки суицида ближайших родственников.
Все это приводит к тому, что дети повторяют родительский сценарий, начиная пить, причем зачастую с раннего возраста. Так травмированная личность пытается скрыться от действительности, которая ей неприятна.
Здесь, безусловно, есть и фактор наследственной отягощенности. Так, 85% выборки больных алкоголизмом имеют неблагоприятную наследственную отягощенность, то есть их родители тоже выпивали.
«Не случайно в ряде исследований можно встретить уже употребляемый термин “взрослые дети алкоголиков” как особую категорию, склонную к алкозависимости благодаря наличию одного или двух родителей, употребляющих алкоголь», — пишут исследователи.

Любовь Свешникова, соавтор исследования и психолог фонда «Константа», отмечает, что разорвать порочный круг хоть и сложно, но возможно. Так, в работе с алкозависимыми родителями, которых тоже воспитывали выпивающие родители, важно возвращать их в детский опыт и указывать, что то же самое сейчас происходит уже с их детьми и только они могут изменить эту ситуацию.
Исследование показало, что у 69% алкозависимых родителей детский опыт омрачен родительской дисфункцией. «Пренебрежение нуждами детей — достаточно частое явление в семьях с алкогольной зависимостью. Не случайно 50% выборки отметили этот факт в своем детстве. Родительская дисфункция, проявляющаяся в отсутствии любви, ласки, заботы, внимания, а также отсутствии семейной сплоченности, отмечалась алкоголизированными респондентами в 47% случаев. У 30% алкозависимых оба варианта родительской дисфункции одновременно присутствовали в детстве», — говорится в анализе.
Наиболее мотивированные родители с алкогольной зависимостью вступают в программу «Ребенок в семье», чтобы избежать отобрания детей из семьи. Когда родитель занимается с врачом-наркологом, ходит на психологические консультации и соглашается на социальное сопровождение, риск изъятия ребенка сильно снижается, поскольку органы опеки видят первые шаги и заинтересованность родителя, рассказывает Наталья Макеева, соавтор исследования и замдиректора по реализации проекта «Вызов» фонда «Константа».
Существует небольшой процент детей, которые, став взрослыми, пошли от обратного, не повторив родительский сценарий за счет отказа от алкоголя. Зачастую это те дети, у которых в детстве перед глазами был наглядный пример других семей — их друзей и одноклассников, — в которых были и ласка, и любовь, и забота. Но для этого, говорит Наталья Макеева, нужна сильная воля, именно поэтому совсем немногие выбирают иной путь.
«Фактор наследственной отягощенности и опыт перенесения физического, вербального, сексуального насилия в детском возрасте являются наиболее часто встречаемыми показателями в анамнестической картине респондентов с алкозависимостью. При выстраивании реабилитационных программ с использованием психологической терапии, на наш взгляд, важно прорабатывать тяжелый детский опыт с целью недопущения срывов и возвращения к употреблению алкоголя», — подытожили исследователи.