Новости
Новости
18.06.2025
17.06.2025
16.06.2025
18+
Статьи

Закон о социальном заказе: как оценивают участие НКО в оказании услуг в социальной сфере

Почти полгода действие закона о социальном заказе распространяется на всю страну. Но эксперты уверены: в этой сфере еще есть над чем работать.

закон о социальном заказе
Фото: Joachim Schnürle / Unsplash

Материал подготовлен по следам круглого стола «Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере: итоги 10 лет работы по созданию условий доступа НКО на рынок услуг».

«Уже 10 лет ведется работа по разгосударствлению сферы предоставления социальных услуг и привлечению к этому процессу негосударственных организаций. Мы не только отслеживали этот процесс, но и старались поддерживать разные инициативы, в частности закон о социальном заказе» — такими словами открыла обсуждение Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Общественной палаты РФ.

В 2019 и 2022 годах вышло два специальных доклада, в которых анализировали опыт привлечения НКО или негосударственных организаций к оказанию социальных услуг в бюджетной сфере. В этом году ОП РФ планирует подготовить третий специальный доклад совместно с ИГСУ РАНХиГС. 

Чтобы собрать информацию для этого доклада и лучше понять вклад поставщиков соцуслуг среди СО НКО, Общественная палата попросила представителей ведомств рассказать о своем опыте работы в этой сфере.

«Мы надеемся, что эта работа даст стимул тому, чтобы про эту тему не забывали. Заканчивается действие комплекса мер поддержки, который реализовывало Министерство экономического развития. И пока его не будут продлевать. Мы опасаемся, как бы не было ослаблено внимание к теме. Тем более еще не все удалось. К нам в комиссию до сих пор приходят жалобы от НКО на то, что им сложно работать в качестве поставщиков соцуслуг из-за внутренних барьеров», — добавляет Елена Тополева-Солдунова.

Что позволило НКО выйти на рынок поставщиков соцуслуг

Негосударственный сектор был создан около 30 лет назад, и за эти годы он стал отдельной отраслью экономики. По данным Росстата и Минэкономразвития, в 2024 году вклад некоммерческих организаций в экономику России превысил 2,8 трлн рублей, что составляет 1,65% от ВВП страны.

«Большая часть этого вклада появилась благодаря участию НКО в предоставлении социальных услуг», — считает Марина Бровцына, заместитель начальника отдела развития сферы некоммерческих организаций департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России.

С 2016 года были введены комплексы мер по обеспечению поэтапного доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.

закон о социальном заказе

С 2018 года ежегодно формируется рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СО НКО и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Фото: Amirul Muiz / Unsplash

«Так мы изучаем динамику развития некоммерческого сектора и собираем лучшие практики. За этот период существенно выросла доля негосударственных организаций в общем количестве поставщиков соцуслуг», — говорит Бровцына. 

В 2023 году объем средств бюджетов субъектов Российской Федерации, фактически переданных СО НКО — негосударственным поставщикам на оказание услуг в социальной сфере, составил 74,3 млрд рублей. Больше всего денег вкладывается в соцзащиту и соцобслуживание, образование, культуру. 

Как внедряли соцзаказ и к чему это привело

С 2020 по 2024 год проходила апробация федерального закона № 189-ФЗ о социальном заказе. Он применялся в ограниченном формате в ряде регионов. За это время:

  • выросла удовлетворенность россиян оказанием госуслуг в социальной сфере при использовании конкурентных способов отбора исполнителей;
  • увеличился охват услугами/доступа к ним, повысилось качество оказываемых услуг;
  • улучшились условия для оказания госуслуг НКО;
  • усилилась конкуренция, а также развивается государственно-частное партнерство в социальной сфере.

Отмечая этот успех, Минфин России подготовил законопроект, предусматривающий реализацию закона с 1 января 2025 года на всей территории страны по шести отраслям социальной сферы.

«Четыре года давалось, чтобы проверить, не несет ли этот инструмент рисков за собой. И мы вместе успешно доказали, что опасения, которые звучали в начале обсуждений, не оправдались», — говорит Вероника Сергеева, замдиректора департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации.

Но выявлялись и сложности, для которых приходилось искать решения. Как отмечает Вероника Сергеева, создана понятная и долгосрочная система вовлечения всех заинтересованных лиц в оказание государственных (муниципальных) услуг.

В настоящий момент закон о социальном заказе применяется в 84 регионах страны. Министерство финансов сосредоточено на сборе и публикации качественных данных в этой сфере. 

«Если в начале нашего пути в Общественной палате РФ часто звучал вопрос финансирования, то применение закона доказало, что этого недостаточно. Пока не работают инструменты консолидации в регионе или муниципалитете, пока задача удовлетворенности населения не становится приоритетом — ничего не меняется», — говорит замдиректора департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации.

Сейчас в планах переходить от контроля исполнения закона к мониторингу. Для этого Минфин выпускает приказы. Один из них уже направлен на государственную регистрацию в Минюст — он утверждает порядок размещения информации об исполнителях госуслуг в социальной сфере, о результатах мониторинга достижения результатов и многом другом в интернете.

Второй приказ еще готовится — он будет утверждать методику определения оценки исполнителя государственных услуг в социальной сфере.

За период апробации удалось достигнуть роста уровня межсекторного взаимодействия, повысилась заинтересованность органов власти в работе с негосударственными организациями, созданы инструменты для выстраивания сотрудничества. Продолжается проведение политики по стимулированию негосударственных исполнителей услуг к включению в оказание бюджетных услуг в социальной сфере.

Как ведомства оценивают этот вклад

Минкультуры России поддерживает НКО в разных направлениях. Поддержку получают организации, которые участвуют в реализации нацпроектов, а также предлагают свои проекты и мероприятия. Но культура не входит в те шесть сфер, в которых можно применять социальный заказ без ограничений.

«Я думаю, достаточно позиции Минкультуры по включению этого направления в закон о социальном заказе. Отрасли включались, исходя из заинтересованности министерств-кураторов. Когда закон вступал в силу, заинтересованности со стороны Минкультуры не было. Сейчас она появилась, и если решение будет сформировано, то нам удастся все реализовать», — говорит Вероника Сергеева. 

Есть идея собрать успешный опыт регионов по привлечению НКО к услугам в сфере культуры. И тогда будет ясно, какие практики существуют и хорошо себя зарекомендовали.

А вот в сфере образования уже есть много выявленных практик, которые в том числе реализуют негосударственные поставщики соцуслуг. Именно они помогают сделать дошкольное образование доступнее. А рост конкуренции между поставщиками услуг в сфере образования позволяет повышать качество этих самых услуг.

закон о социальном заказе

«Мы понимаем, что условия для поддержки семей с дошкольниками остаются актуальными. И здесь как раз негосударственный сектор может помочь обеспечить эти условия. У государства есть задача сохранить качественное образование, и, надеемся, закон о соцзаказе в этом поможет», — говорит Наталья Костюк, заместитель директора департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения РФ.

Фото: Stephen Andrews / Unsplash

Минтруд также сформировал нормативно-правовую базу, которая позволяет негосударственному сектору стать полноправным участником рынка социальных услуг. С каждым годом негосударственных поставщиков соцуслуг становится все больше.

На сегодняшний день, по данным мониторинга Минтруда, существует около 2300 организаций — поставщиков соцуслуг по всей стране. Растет и бюджет, выделяемый на компенсацию расходов негосударственных поставщиков: в 2024 году это более 36 млрд рублей. Социальные услуги получают порядка 700 тысяч человек.

«Результатом взаимодействия с негосударственными поставщиками становятся такие проекты, как система долговременного ухода, семейные многофункциональные центры. А сейчас мы с Красным Крестом и “Добро.рф” создаем в пилотных регионах общественные центры помощи», — приводит пример Денис Мильто, начальник отдела развития негосударственного сектора в сфере социального обслуживания граждан департамента социальной защиты и социального обслуживания.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо