Новости
Новости
11.06.2025
10.06.2025
09.06.2025
18+
Колонки

Ирина Бакрадзе и ее пять тезисов о социальном предпринимательстве

Президент благотворительного фонда «Подсолнух» размышляет, как нужно учить социальных предпринимателей, и отличается ли социальный бизнес от «обычного».

Фото предоставлено Ириной Бакрадзе

Между зарабатыванием денег и решением социальных проблем нет противоречия

На мой взгляд, парадигма, которая до сих пор существует в нашем обществе, – разделять «деньги» и «сотворение добра» – в корне неверна. Деньги – не «зло», можно творить добро и при этом не быть бессребреником, вести успешные бизнес-проекты, зарабатывать. На самом деле, любая  социальная идея нуждается в материальной поддержке. И все социальные инициативы реализуются, в том числе, благодаря деньгам, которые зарабатывает бизнес.

Само по себе определение социального предпринимательства имеет множество трактовок, в том числе и «предприятие, в доле которого есть представители социально незащищенных групп». Но когда мы говорим о сути, то социальное предпринимательство – это не про форму организации предприятия. Это процесс создания инновационных путей решения социальных проблем.

«Предприниматель» в русском языке – «активный человек, который хочет что-то менять»; социальный предприниматель – человек, который несет социальные изменения.

Социальным предпринимательством может заниматься и благотворительный фонд, и огромная международная компания с сетью местных представительств в рамках международного стартапа или управления своей ESG-активностью. Сегодня все бизнес-формы гибридны, поэтому выделять  что-то по организационно-правовому признаку нет никакого смысла.

При этом я за то, чтобы социальному предпринимательству учили в обычных вузах и бизнес-школах, открывая социальную сторону бизнес-проектов. А далее студент может решить, что ему ближе – социальное предпринимательство или «обычный» бизнес. У современных молодых людей есть выраженный запрос на «смыслы»: им мало рассказать, как зарабатывать деньги, им важно рассказать, как это изменит общество.

Социальный бизнес призван работать в «слепых» зонах

Главное, чему надо учить всех студентов, в том числе будущих социальных предпринимателей, – думать, задавать правильные вопросы. Задача – большая и сложная. Поэтому студентам, которым я читаю учебные курсы, стараюсь, прежде всего, донести мысль, что такая опция существует.

К сожалению, современное бизнес-образование сейчас находится во многом в тупике. В лучшем случае, слушателям преподают условные шаблонные модели, причем преподают те люди, которые сами в жизни ни бизнесом, ни управлением не занимались.

При этом фундаментальное бизнес-образование должно сочетать теорию с практикой. Однако профессиональных преподавателей, которые сочетают знания и личную бизнес-практику и готовы объяснить материал на конкретных бизнес-кейсах, по-прежнему не хватает.

Для социального предпринимателя самое главное – понять, где нужно искать. Важнейшая задача современного социального предпринимательства – работать в «слепых» зонах.

В тех социальных проблемах, о которых общество уже знает (например, сопровождение детей-сирот или устройство бездомных животных), не нужны социальные предприниматели. Там существуют отработанные технологии помощи, в которых можно работать и в найме. Социальное предпринимательство – это поиск новых решений и работа с теми проблемами, которые не видимы, не очевидны. Это поиск эффективных решений забытых проблем.

Хочешь осчастливить местных – спроси, нужно ли им это

Согласно теории изменений, существует два базовых условия успешного планирования – знание своей целевой аудитории и готовность целевой аудитории принять изменения. Если хоть одно из этих условий нарушено, результат будет печальным.

Например, помню одну компанию, которая решила оснастить школу в Сибири. Компания вложила весьма солидную сумму, чтобы закупить оборудование по московским стандартам – современные компьютеры, «умные доски», полная цифровизация. После этого школа попросила еще денег на …отопление. И, по-моему, вполне могла попросить еще и на обувь для учеников. Потому что в бедных семьях возможна ситуация, когда у нескольких детей одна пара теплой обуви на всех, так что в школу они ходят по очереди. То есть идея была прекрасная, но про готовность местных жителей принять изменения заранее никто не поинтересовался.

Жить в регионе, для которого вы делаете проект, не обязательно, но в него нужно, как минимум, съездить. И не раз. В правилах больших международных компаний есть так называемые field-visits, когда даже топ-менеджеры прилетают в регионы и идут «в поля». То есть там нет ничего удивительного, когда, например, генеральный директор прилетает в регион на личном бизнес-джете и едет смотреть выкладку в магазинах. Путь, когда сидя в Москве, люди решают «сейчас мы изменим мир и причиним добро», – не работает. И это – опять-таки принцип, которому социальным проектам стоит очень плотно поучиться у бизнеса. Не нужно «делать из смоленской деревни Патрики» и «освобождать женщин Востока», если местные жители об этом не просили.

Нужно просчитывать не только конкретный проект, но и всю экосистему, в которую он входит

Например, мы хотим сделать образовательный центр в отдаленной деревне, детям он действительно нужен, и жители согласны на его появление, стоит дополнительно просчитать: смогут ли дети ходить туда самостоятельно или их кто-то должен сопровождать? Есть ли возможность организовать сопровождение? Если это не маленькие дети, а подростки, будут ли родители отпускать их на занятия, или предпочтут занимать их  помощью по хозяйству?

Таких вопросов много, на все из них нужно найти ответы.

С другой стороны, возникают вопросы и о преподавателях: где они будут жить? Как будут добираться до работы? Какие условия нужно создать, чтобы в учебный центр согласились приехать на работу хорошие специалисты, а не люди, которые не нашли себя в городе?

Хорошего специалиста не получится мотивировать на переезд тем, что мы его поселим к кому-то из местных жителей «на постой». Дом с печным отоплением и удобствами во дворе способен  привлечь только очень редкого энтузиаста.

При строительстве образовательного центра нужно заранее закладывать строительство жилья с электричеством, водой, канализаций и так далее.

Нужно заранее решить вопрос о статусе образовательного центра с местной администрацией и региональным управлением образования.

Вот это всё и есть экосистема: простым «хождением в народ» теперь уже не обойдешься.

При этом бизнес-модель, по которой будет работать учебный центр, – это отдельный предмет для раздумий. Можно попытаться убедить государство в существовании социальной проблемы, которую оно до сих пор не замечало, и создать государственно-частное партнерство. Можно финансировать образовательный центр в отдаленном регионе за счет коммерческой школы в Москве, где много состоятельных родителей, готовых платить за качество образования своих детей чуть дороже, и тогда доходов хватит на два проекта. Много еще схем существует – нужно думать, просчитывать и принимать решения.

Человек, который «не пригодился где-то еще», в социалке не нужен

В то же время очень хочется сломать парадигму, которая у нас действительно существует: когда в «социалку» и НКО приходят люди, не успешные в других сферах: «раз нигде не получилось, займусь-ка я решением социальных проблем». Я уверена: плохой бизнесмен успешным социальным предпринимателем не станет.

Ирина Бакрадзе – президент благотворительного фонда «Подсолнух», кандидат экономических наук, Executive – коуч, автор учебных курсов «Лидерство в контексте ESG» и «Социальное предпринимательство» (Высшая школа бизнеса МГУ), «Маркетинг в НКО» (экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова), «Основы проектной деятельности в НКО» (ПСТГУ).

Записала Дарья Менделеева

Материал подготовлен по проекту «Проводники социальных изменений», который реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо