Переезд в другой регион — это не просто смена места жительства внутри одной страны, как принято думать. Это такое же столкновение с новым культурным кодом, нормами поведения и даже языковыми нюансами, как и при международной миграции. Особенно, если помнить о масштабах нашей страны, количестве народов — а их более 190! — числе климатических и часовых поясов, а также о культурном и этническом многообразии.
Основные эмоциональные вызовы, стоящие перед внутренними мигрантами, практически ничем не отличаются от вызовов международной миграции.
Среди них:
- Тревога и стресс из-за неопределенности, необходимости адаптироваться к новым условиям.
- Чувство одиночества и изоляции, особенно если нет знакомых в новом городе.
- Когнитивный диссонанс, когда привычные модели поведения не работают. Например, в Москве другой темп жизни, чем в небольших городах, отсюда другое отношение ко времени, договоренностям, другие приоритеты.
- Ностальгия и тоска по дому, особенно если переезд был вынужденным.
- Синдром самозванца — ощущение, что человек «не вписывается», его не принимают, он не соответствует требованиям нового социума, вынужден начинать карьеру практически с нуля или полностью менять профессиональную траекторию. Многие вынуждены соглашаются на неквалифицированный труд.
К тому же нельзя забывать, что, переезжая, человек теряет большинство социальных связей. А ведь они — «подушка безопасности» для психики. Оставшись без них, внутренний мигрант сталкивается с депрессией или тревогой, снижением самооценки, проблемами с доверием. Все это ведет к еще худшим последствиям — одиночество увеличивает риск психических расстройств, появляются навязчивый страх отвержения и чувство беспомощности.
Неочевидные трудности
- Языковой барьер
В каждом регионе России есть свои диалекты, сленг, может отличаться даже скорость речи. Все это «выдает» в человеке приезжего, а значит может создавать почву для социальной дистанции.
- Региональные культурные коды
Региональные особенности, включающие природные, этнокультурные, событийно-исторические характеристики, ценности, визуальные образы в архитектуре, городской среде, наличие или отсутствие уникального городского дизайна, организация пространства, инфраструктуры.
Например, в одних городах России магазины, кафе, заведения сферы обслуживания закрываются рано и не работают в выходные, а в других все может быть открыто круглосуточно.
- Дискриминация в трудоустройстве
Работодатели при приеме на квалифицированную работу отдают предпочтение «местным». Это приводит к вытеснению мигрантов в сферы с более низкой оплатой труда.
- Проблемы с идентичностью
Кризис идентичности мигранта можно коротко описать так: «Я уже не оттуда, но еще не отсюда». Прежняя идентичность подвергается трансформации или даже разрушению. Кризис идентичности преодолевается, если формируется новая идентичность на основе старой.
Человек сохраняет свою веру, этнокультурную идентичность. Это основа устойчивости личности. При этом он дополняет архитектуру своего «я» новыми элементами через постепенное усвоение норм, правил нового места жительства, таким образом приучая себя к новому стилю жизни. Но возможны и негативные сценарии, когда из-за затруднений в адаптации человек не справляется с неопределенностью, отрицает новое, цепляется за старые паттерны поведения, самоизолируется.
- Отсутствие поддержки государства
В России не существует программ адаптации для внутренних мигрантов. Сама внутренняя миграция, как явление, не так часто обсуждается в психологическом контексте, чаще — на уровне статистики.

«Свой — чужой»
Любые негативные стереотипы создают почву для предрассудков и дискриминации. Региональная идентичность вызывает универсальные социально-психологические эффекты ингруппового фаворитизма (предпочтение своей группы, «своих») и аутгрупповой враждебности (отвержение по отношению к приезжим).
Особенно это характерно для регионов с очень высокой плотностью населения и миграционной динамикой. Все из-за перенасыщенного рынка труда, дефицита жилья, высокой интенсивности движения на дорогах, нехватки мест в школах и детских садах.
Так же это работает и в регионах другого «полюса», где мигрантов мало и население не привыкло к «гостям». Все из-за гомогенной среды, в которой «отличающихся» видно сразу, что вызывает тревогу местных и страх неопределенности.
Как проявляется влияние стереотипов на отношения между людьми:
— Самосбывающееся пророчество. Если ждать от москвича высокомерия, любое нейтральное действие будет истолковано как надменность.
— Дистанцирование. Люди избегают контактов с теми, кого считают «чужими».
— Агрессия и конфликты. Например, обвинения в том, что «понаехавшие» занимают рабочие места.
Социальная категоризация, или деление людей на группы — это эволюционный механизм, связанный с выживанием. Оппозиция «свой — чужой» является базовой, имеет социальную природу и лежит в основе формирования национальной и социальной идентичности.
Для чего это нам нужно:
— Потребность в безопасности: «свои» кажутся более предсказуемыми, со своими нам комфортнее, уровень неопределенности минимальный.
— Когнитивная экономия. Стереотипы формируются бессознательно и самопроизвольно в процессе жизни человека. Ограничивают опыт и восприятие, упрощают восприятие мира и принятие простых решений, связанных с безопасностью или избеганием опасности. И хоть они и искажают картину реальности в сторону упрощения, в них есть и доля правды. При этом негативные стереотипы, конечно, приводят к конфликтам, предрассудкам и дискриминации.
— Групповая идентичность. Ощущение принадлежности к «мы» повышает самооценку, дает ощущение защищенности, уверенности в том, что все правильно, поскольку наши ценности совпадают с ценностями группы.
— Конкуренция за ресурсы. Разные группы, проживающие по соседству друг с другом, конкурируют за ресурсы: работу, жилье, инфраструктуру — отсюда мифы о «мигрантах-конкурентах», ксенофобия, мигрантофобия и экстремизация.
Почему мы такие

На это влияет несколько факторов. Во-первых, установка ингруппового фаворитизма, так как эффект «свои vs чужие» — склонность считать свою группу лучше. Во-вторых, каузальная атрибуция. Это когда успех «своих» мы объясняем заслугами, а успех «чужих» — везением. В-третьих, проекция — то есть приписывание другим своих страхов: «Они приехали, чтобы отнять наше». В-четвертых, некоторые люди просто обладают качествами авторитарной личности. Иными словами, склонны к консерватизму и неприятию инаковости.
Фото предоставлено Еленой Гориновой
Все это — «базовые настройки», но при наличии негативных эффектов извне ксенофобия и мигрантофобия в обществе могут выйти из-под контроля.
Так, например, к серьезным последствиям может привести нормализация дискриминации. Если шутки про «понаехавших» становятся нормой, очень скоро нормой становится и агрессия в их адрес, оправдываемая большинством местных. Множество мелких оскорблений и насмешек способствуют эффекту накопления и со временем вызывают раздражение уже у мигрантов, которое выливается в ответную агрессию.
А если человеку еще и постоянно напоминают, что он «чужой», он начинает дистанцироваться от местных. Такая позиция принимающей среды рано или поздно приводит к формированию «гетто» — неблагополучных районов, где проживают люди с низким уровнем доходов, представители этнических меньшинств, внутренние мигранты с низким уровнем социальной адаптации. И тут уже начинает работать то самое самосбывающееся пророчество.
Что делать?
Советы для внутреннего мигранта
— Изучайте местные нормы: как общаются люди между собой в подъездах, на улицах, в магазинах, как устроен общественный транспорт, как принято одеваться, пользоваться гаджетами в общественных местах и т.д.
— Найдите «мостики»: общие интересы с местными через клубы, спорт, курсы, волонтерство, соседские сообщества.
— Не обесценивайте свой опыт («Я не хуже, просто другой»).
— Обращайтесь за помощью в сообщества мигрантов и к психологам.
Для тех, кто замечает за собой предвзятое отношение к мигрантам
— Рефлексия. Спросите себя: «На чем основаны мои убеждения?»
— Контактная гипотеза. Общение с «чужими» снижает предубеждения — чем больше общаемся, тем ниже тревога, больше понимания и больше общего.
— Проверка фактов. Развенчивайте мифы самостоятельно, например, о «мигрантах-преступниках».
— Эмпатия. Попробуйте представить себя на их месте.
Записала Дина Ивина