Последний медиаклуб перед закрытием сезона традиционно проходит в формате открытого диалога. В этот раз на встрече в Центре «Благосфера» развернулась живая дискуссия о том, существуют ли ценности, которые безоговорочно разделяет весь некоммерческий сектор.
Так, ЦИРКОН еще в 2022 году провел опрос и серию интервью, в котором задал этот вопрос 700 представителям сектора. Подавляющее большинство из них ответили, что универсальных ценностей не существует.
И все же, говоря о ценностях, имеют ли некоммерческие организации в виду одно и то же?
Общие ценности
Несмотря на скепсис, участники встречи все же смогли нащупать общий фундамент, на котором стоит сектор. Эти ценности можно считать безусловными:
- в центре внимания — благополучатель, человек, это главный и универсальный принцип;
- признание прав человека, и в первую очередь — права на жизнь;
- борьба за качество жизни;
- взаимоуважение как основа любых коммуникаций.
Индивидуальные ценности
Помимо общего фундамента, у каждой организации есть свой «компас» — набор индивидуальных ценностей, которые определяют ее работу каждый день. Среди них эксперты назвали:
- партнерство и готовность к сотрудничеству;
- доверие: помогать тем, кто действительно просит о помощи, а не тем, кто собрал все необходимые справки;
- бережное и уважительное отношение к подопечным;
- прозрачность и отчетность;
- борьба с дискриминацией во всех ее проявлениях;
- ценность любой помощи, вне зависимости от ее объема;
- системность в решении проблем благополучателей;
- готовность делиться опытом и масштабировать его;
- человеколюбие;
- свобода выбора, включая уважение к решению человека не участвовать в благотворительности.


Неудобные разговоры: о чем НКО предпочитают молчать
Самый острый разговор развернулся вокруг того, почему о некоторых ценностях некоммерческие организации говорить не готовы.
Как заметила Анна Морозова, эксперт по оргразвитию НКО и создательница LemonPie, как бы ни хотелось внести прозрачность отчетности в список общих ценностей, сделать этого не получится.
«Прозрачность отчетности и экономное расходование средств донора — ценности, о которых мы [некоторые организации в секторе] не хотим говорить», — считает Анна.
Елена Альшанская, президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», прямо говорит, что часто организации транслируют только те ценности, которые для них целесообразны. Это превращает их в своего рода манипулятивный инструмент для привлечения доноров.
Например, привлечение средств на административные расходы или зарплаты сотрудникам звучит в секторе крайне редко. Это нецелесообразно, ведь многие организации боятся растерять доноров. Во многом из-за этого общество думает, что в некоммерческом секторе работают не профессионалы, а волонтеры.
О равенстве и открытости говорят редко, ведь это не всегда выгодно. За скобками остается и этичное отношение к подопечным, а вместо него — крики о помощи в стиле «если не пришлете деньги, ребенок умрет».
Иногда молчание — следствие неумения. Павел Еремин, ведущий программы «Доброволец» на радио «Комсомольская правда», считает, что сектору, с одной стороны, не хватает профессионализма, чтобы говорить о ценностях «зажигательно и интересно», а с другой — желания двигаться вперед.
«Самый популярный стрим — как выиграть грант. А когда речь про стратегию — приходят три человека. Люди не хотят учиться, а мы не прикладываем достаточно усилий для того, чтобы они захотели», — сетует он.

Как заставить ценности работать
Чтобы ценности не оставались просто словами, их стоит «вшивать» в миссию организации, рассуждает Ольга Дроздова, руководитель социальных проектов и программ Агентства социальной информации.
В этом контексте показателен опыт фонда «Абсолют-помощь». Команда фонда провела две стратегические сессии, чтобы обсудить, на какие именно ценности сотрудники опираются в ежедневной работе.
Затем собранные ответы представили уже внешним партнерам и спросили, как они видят фонд, с какими ценностями он ассоциируется.
Сравнив результаты, команда выяснила, что были как несовпадения, так и точные попадания. Это помогло организации посмотреть на себя со стороны и утвердиться в своих принципах.
Анна Мянник, директор по связям с общественностью фонда, рассказала, что теперь со всеми волонтерами и соискателями обсуждаются ценности «Абсолют-помощи», чтобы «узнать, схоже ли наше ДНК».
У Марии Томич, директора фонда «Время детства», другое мнение по поводу транслирования своих ценностей.
«Люди иногда не хотят прочитать вкладку “как нам помочь“, а тираду про наши ценности на сайте читать точно никто не будет», — говорит Мария.
Но иногда все же именно ценности, как приправа, помогают сформировать вокруг НКО лояльную аудиторию на долгие годы, считает Дарья Андрющенко, PR-директор «Рыбаков фонда».



Ценности под давлением
Борис Пантелеев, председатель правления АНО «Человек и закон», признает, что за последние годы произошла девальвация многих понятий, поэтому их переосмысление и постоянный диалог о ценностях жизненно необходимы.
Нередко НКО сталкиваются с ситуациями, когда по их принципам «проходятся катком». Например, когда за волонтерство абитуриентам дают дополнительные баллы при поступлении, в организации приходит волна молодых людей, которые гонятся не за смыслом, а за выгодой.
Что делать в такой ситуации? Ответ, похоже, в постоянном диалоге и сближении позиций. Елизавета Олескина, директор фонда «Старость в радость», заключила, что «чем больше мы разговариваем, тем больше мы сближаемся».
Встречи медиаклуба «АСИ — Благосфера» проводятся в рамках проекта «Проводники социальных изменений», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ — Благосфера» — совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов — медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.