Надежда Русс окончила Московский государственный университет по специальности «художник — модельер», работала художником-постановщиком Большого Московского цирка более десяти лет. Сейчас она сотрудничает сразу с несколькими цирками.
В августе Надежда станет участницей аукциона в поддержку фонда «Дети-бабочки» по проекту #ИскусствоПомогает.
Расскажите с самого начала, как вы пришли к творчеству и почему выбрали именно рисование костюмов?
С самого детства меня тянуло в сторону искусства — я всегда рисовала, фантазировала, сочиняла образы. Особенно ярко это проявилось летом на даче: мы с соседскими детьми ставили импровизированные спектакли прямо во дворе или на веранде. Я подбирала костюмы, делала реквизит из всего, что попадалось под руку: платки, старые занавески, бусы, кухонные полотенца. Все превращалось в сцену и сказку.
Наверное, именно тогда я впервые почувствовала, как здорово создавать атмосферу, придумывать образы и видеть, как они оживают на людях. Поэтому выбор профессии стал абсолютно естественным.
Я получила два высших образования: сначала как художник-модельер, а затем — как дизайнер архитектурной среды. Хотелось видеть профессию объемно, с разных сторон, и мне это в итоге очень помогло. Моим первым большим проектом стал мюзикл «Метро» — я еще была студенткой, когда начала работать над костюмами. Это был невероятный старт!
Затем я сотрудничала с театрами, танцевальными коллективами, фигуристами и российской сборной по синхронному плаванию. Театр дал мне понимание драматургии образа, сценического движения, ритма. И все это, как ни странно, оказалось очень полезным в цирке, куда я пришла чуть позже.
Как судьба привела вас в цирк?
Я не планировала, что буду работать в цирке. Все случилось довольно органично: сначала были предложения поучаствовать в отдельных цирковых проектах, потом все более крупные и серьезные. Один из ключевых этапов — сотрудничество с братьями Запашными. Я отправила им свое портфолио и неожиданно получила приглашение.
Их идея заключалась в том, чтобы привнести в цирк свежий театральный взгляд, что очень совпадало с моим подходом. Мы работали вместе много лет, и этот период стал по-настоящему значимым. С 2009 по 2022 год я была главным художником Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского.
Сейчас я продолжаю свой путь как независимый художник, сотрудничая с несколькими цирками — Росгосцирком, продюсерским центром Гии Эрадзе и Цирком Никулина на Цветном бульваре. Мне особенно близка идея создавать не просто костюмы, а целостные визуальные миры — волшебные, живые, наполненные характером и настроением.
В нескольких предложениях — что для вас ваша работа?

Для меня моя работа — это способ привнести немного волшебства в повседневную жизнь. Я занимаюсь не только созданием костюмов, но и как художник-постановщик продумываю всю визуальную часть: цветовую палитру, свет, декорации, общую атмосферу. Это может быть цирковое шоу, концерт, перформанс или другое выступление — в любом случае я стараюсь создать цельный образ, который будет работать на зрителя и вызывать эмоции.
Фото из личного архива Надежды Русс
Костюм — лишь одна часть этого мира, а вместе с движением, светом и пространством он становится живым и помогает зрителю погрузиться в другую реальность. Мне очень нравится создавать такие образы и миры — это по-настоящему вдохновляет.
Есть ли у вас самый любимый костюм?
Каждый проект, как роль, сыгранная однажды, но оставившая след навсегда. Некоторые из них особенно близки сердцу: они были сложными, смелыми, зрелищными, и именно поэтому такими дорогими. В каждом шоу в среднем от 150 до 170 уникальных костюмов. Все они создаются с нуля: с учетом сценария, характеров, движений артистов и общей атмосферы постановки. Поэтому выбрать один любимый костюм для меня очень сложно.
С особым теплом вспоминаю костюмы, созданные для проектов братьев Запашных: «К.У.К.Л.А.» — с инновационными материалами, сложными масками и вниманием к каждой детали; «Легенда» — визуально мощная, почти эпическая постановка; «Страшная сила» — с костюмами в духе фантастической цивилизации, вручную созданными доспехами и светящимися элементами.
А в параде на шоу «Почти серьезно», созданном к 100-летнему юбилею Юрия Никулина, с помощью костюмов были воплощены яркие образы, символизирующие сам дух цирка — настоящий haute couture («от кутюр» — прим. АСИ) для манежа.
Надежда, что для вас благотворительность? В чем, по вашему мнению, заключается ее основная ценность?
Сегодня благотворительность — это не просто «разовая помощь», а осознанный шаг к изменению мира. Время показало, как важно поддерживать тех, кто в этом действительно нуждается: медицинские исследования, помощь тяжелобольным детям, доступная реабилитация — все это требует участия каждого. И особенно ценно, когда благотворительность становится историей с именем и лицом, как в проекте #ИскусствоПомогает.
Честно признаться, это первый такой опыт для меня в благотворительности – в августе я стану участницей аукциона в поддержку фонда «Дети-бабочки». Meet for Charity — это площадка, где искусство и добро встречаются. Это благотворительный онлайн-аукцион, где известные личности передают свои работы, личные вещи или делятся опытом с меценатами, а вырученные средства направляются в проверенные фонды.
Фото из личного архива Надежды Русс

Это не просто покупка — это вклад в чью-то жизнь, подкрепленный эмоциональной ценностью.
Почему вы выбрали именно «Дети-бабочки»?
Фонд помогает детям с буллезным эпидермолизом — редким генетическим заболеванием, при котором кожа становится хрупкой, как крылья бабочки. Эти дети живут в постоянной боли, а их лечение требует дорогостоящих перевязочных материалов, специального ухода и поддержки семей.
Для меня важно поддерживать именно этот фонд, потому что это и конкретная помощь (каждый рубль идет на лекарства, перевязки и реабилитацию), и возможность поддержать системную работу фонда. И, кроме того, «Дети-бабочки» — один из самых прозрачных фондов в России.
Как искусство становится помощью?
Участие в аукционе Meet for Charity — это возможность превратить внимание в реальные действия. Когда ты покупаешь лот, ты не просто приобретаешь предмет или консультацию, а становишься частью цепочки добра. Я верю, что даже один аукцион может изменить чью-то жизнь.
И если мое участие вдохновит других помогать — значит, мы на правильном пути. Благотворительность — это не про «сколько», а про «как». Главное — начать.