Корреспондент АСИ поговорил с организатором неофициального госпиталя для минипигов, владелицей 15 животных этой породы, и выяснил, откуда пошла традиция заводить свинок-компаньонов и почему карликовые домашние свиньи на самом деле не такие уж и миниатюрные, как думают многие.
«После появления дома минипига муж не разговаривал со мной три дня»
Лада Дубова из Санкт-Петербурга много лет занималась дрессировкой питбуль-терьеров. Отказных собак она социализировала и пристраивала в семьи.
«Последний пит прожил у меня до 18 лет и в конце жизни был почти лежачий, — вспоминает она. — После его смерти я решила: с питами завязываю. Физически тяжело, породу нужно содержать в строгости, а хватка уже теряется».
Рассуждая так, женщина открыла «Авито», чтобы посмотреть щенков — дыра в душе требовала о ком-то заботиться. Однако вместо страницы с собаками на экране каким-то чудом открылся раздел с сельскохозяйственными животными: с фотографии на Ладу уставился худой и грустный черный кабан.
Лада Дубова. Фото: Константин Дубов

«Я не поняла, почему в моей голове щелкнуло: “Мне надо”», — вспоминает любительница собак.
Она созвонилась с владелицей Гриши, попросила рассмотреть свою кандидатуру в качестве будущей хозяйки. И только после того, как положила трубку, подумала: «Что я делаю? Какой кабан? Как их вообще держат в доме?»
Созвонились снова, Лада Дубова просила повременить с передачей Гриши дней десять — чтобы было время хотя бы почитать литературу. Но уже через несколько часов хозяйка минипига вновь вышла на связь: «Муж сказал, либо мы завтра везем Гришу к вам, либо на ферму».
Это был 2020 год, ресторан украинской кухни, где Гришу держали как часть интерьера, из-за пандемии закрылся, и хозяин старался срочно от него избавиться. Лада понимала: ферма — не зоопарк, просто так держать животное там никто не будет. И вскоре ручной Гриша окажется на бойне.
«Везите к нам», — ответила она. После появления Гриши ее собственный муж не разговаривал с ней три дня.
История появления минипигов и проблема «домашних» селекционеров
Разведением минипигов в мире занялись в середине XX века. Тогда фермеры начали разводить вьетнамских вислобрюхих свиней — они меньше обычных сельскохозяйственных свиней, которые могут достигать 400 килограммов. Позже появилась идея вьетнамских вислобрюхов еще уменьшить и держать дома. «Уменьшить» — ключевое слово и важный аспект в судьбе новой породы.
Если искать в интернете видео с минипигами, поиск обычно находит ролики с милыми поросятами размером с кошку. Они умилительно крутят хвостиками и тыкаются пятачками в ладони и объективы. На самом деле такими минипиги бывают в первые два месяца жизни. А потом они растут.
Единственная организация, которая в России занимается научным разведением минипигов, — Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН. Ученые используют минипигов в качестве экспериментальных животных, потому что по многим показателями они близки к человеку. Исследователи также много лет озабочены уменьшением размера свинок, но до сих пор большая часть поголовья — это животные среднего размера, от 35 до 70 килограммов. А крупные могут вырасти больше 90. Но все это считается размером мини — потому что меньше 400 килограммов.




Помимо научного института, минипигами в России занимается несколько питомников. Один открыто объявляет, что работает с животными, ведущими свою линию из Америки. Но есть и много «домашних» селекционеров, которые стараются уменьшить размер животных доступными им средствами. И тогда в ход идет все: недокорм, ранние беременности, близкородственное скрещивание — имбридинг.
Никаких стандартов пород минипигов в России нет. А частные продавцы в интернете вообще могут подсунуть покупателю вместо минипига чистокровного «вьетнамца» — в раннем детстве те тоже маленькие, но потом набирают вес.
К тому, что умилительный пятачок уже через несколько месяцев вырастет размером с большую собаку, многие хозяева оказываются не готовы. Начинаются бытовые неудобства, конфликты с соседями. А дальше подросший поросенок с большой долей вероятности появится в рубрике бесплатного пристройства на «Авито».
«Часто, чтобы избежать большого размера, хозяевам советуют свинушек “не раскармливать”. Но тогда получаются свинки больные. Понимаете, — объясняет Лада Дубова, — из той-терьера не вырастет волкодав. Как ты его ни корми, ты не получишь огромного пса: в его генетике не заложен вес в 100 килограммов. Скелет свинушки растет до трех лет, потом до пяти лет они матереют. И если их не кормить, искусственно уменьшая вес, это до добра не доведет».
На последствия недокорма экоактивистка насмотрелась лично.
«Со мной опасно дружить. Можно ненароком обзавестись свинкой»
С первым минипигом Ладе Дубовой повезло — он действительно небольшой. На момент появления у Лады ему было четыре года, весил он около 25 килограммов, понимал много слов, был интеллигентен и покладист. С Гришей Лада осваивала все премудрости: как кормить, купать, как «ввести в семью», чтобы не дрался с собаками, как обустроить в доме. Обычный домашний любимец, почти член семьи, только с пятачком.
Когда Гриша появился, никто еще не знал, что это только начало истории Лады Дубовой и минипигов. Пандемия закончилась, ресторан, откуда женщина спасла своего первого минипига, вновь открылся. Хозяин завел нового поросенка — и через год на ферму собирались увезти уже его. Илон больше Гриши, все время, пока он жил в ресторане, его держали на очень жесткой диете. От этого у него развилась патология — выпадал коленный сустав.




Сегодня Илон — первый в России минипиг после ортопедической операции на коленном суставе. Он живет у Лады и несколько раз в год работает пигом-терапевтом в питерском детском хосписе. Кроме него и Гриши, сейчас у Лады Дубовой живет еще 13 минипигов из Калининграда, Саратова, Ростова-на-Дону, Москвы и Западной Сибири. Это не считая тех, кого она вылечила и пристроила по друзьям и знакомым — ведь только из ресторана, до того как хозяин перестал заводить поросят, удалось спасти пятерых.
«Со мной опасно дружить, — смеется Лада. — Можно ненароком обзавестись свинкой. К себе-то я здоровых не беру — только если вижу, что хозяева совсем не справляются и рядом нет врачей. Для пигов у нас их во многих городах нет. Меня саму сильно выручил опыт с собаками. Знакомые врачи соглашаются “попробовать полечить свинок”, а потом меняют профиль, пишут диссертации».
Одной из нынешних подопечных Лады даже заменили хрусталик в глазу. Еще одна — спинальница со сломанным позвонком — не чувствует заднюю часть тела. Если старается, ходить на своих четырех копытцах может, но занос у нее, по словам владелицы, — как у автобуса «Икарус».
Неофициальный госпиталь
Отсутствие в России ветеринарной помощи минипигам — большая проблема. Лада Дубова замечает, что в городских ветеринарных клиниках чаще всего работают специалисты, которые учились на помощь мелким млекопитающим. Взять кровь у свиньи (это делается из ушной вены или из ноги, у самых активных животных — под седацией) современные специалисты не умеют. А если процедура удастся — будут долго искать по справочникам, какой именно должен быть состав крови, потому что в учебниках по ветеринарии профиля «свинья» нет.
Помощь сельскохозяйственным животным, по словам Лады Дубовой, строится по принципам рентабельности: она не включает рентген, операции, реабилитацию и прочие сложности, зато предполагает забой как «гуманный способ прекратить страдания животного». Еще десяток лет назад такая же ситуация была, например, в коневодстве. Сейчас, когда лошадей все чаще стали держать частные хозяева, ситуация сильно изменилась. Минипиги пока ждут своей очереди, а Лада Дубова помогает лечить их в частном порядке.




«У нас надо развивать инфраструктуру помощи пигам, — говорит организатор госпиталя для минипигов. — Учить врачей, делать передержки, приюты для отказников. Очень хочется получить какой-нибудь грант, купить большой кусок земли и сделать мой рехаб официальным. Пока я этого сделать не могу — тут же попаду под ветеринарные ограничения. Остается только поддерживать пигородителей через группу ”ВКонтакте”».
Из подполья
Лада Дубова попросила не указывать точный адрес ее организации. «Есть определенные ограничения и сложности», — пояснила женщина. Одно из них — африканская чума свиней (АЧС) — вирусное заболевание, которое не передается человеку. В случае эпидемии смертность свиней, и диких, и сельскохозяйственных — 100%.
Вакцины от АЧС нет, а мера профилактики одна — всех свиней на расстоянии 20 километров от выявленного очага, как сказано на ресурсах по ветпрофилактике, убивают «бескровным способом», тела, навоз, кормушки, остатки корма сжигают. По словам Лады Дубовой, в некоторых случаях уже ослабленных болезнью животных сбрасывают в ямы, закидывают покрышками и сжигают живьем.



По закону «Об ответственном обращении с животными» минипиги в России включены в перечень животных-компаньонов. Но в случае эпидемии АЧС убедить ветеринарных специалистов, что свинка живет в доме и не контактирует с животными с ферм, дикими кабанами и грызунами, не получится. Это значит, что если на какой-то ферме поблизости объявят карантин, всех подопечных клиники должны уничтожить.
«В нашем сообществе пигородителей уже были случаи, когда после объявления карантина поблизости свинушек приходилось вывозить тайно», — делится организатор госпиталя для минипигов.
Потенциальным владельцам
Лада Дубова честно признается: минипиги — сложные животные. Они чистоплотны, могут терпеть между прогулками или ходить в туалет на пеленку, если их к этому приучить. В доме они спят на лежанках, если с ними разговаривать, начинают понимать речь и запоминают довольно много слов. Но они большие, для содержания дома их надо учить очень многим вещам: стричь копыта, ходить на шлейке, подниматься и спускаться по лестнице. Причем периодически повторять уже освоенные навыки, потому что они забывают или просто показывают характер.
Минипиги — семейные животные, они даже обнимать друг друга умеют и способны скучать по своей стае. Те же отношения они переносят на человеческую семью, поэтому, оставленные хозяевами, пиги иногда умирают от тоски. Но в то же время у них очень развито чувство иерархии.
Харитон, ищет хозяев. Болел, попал к Ладе Дубовой от предыдущей хозяйки, страшно переживал потерю семьи. Очень человекоориентированный. По характеру — задира и трус: что-нибудь натворит и тут же бежит к «маме». Фото: Константин Дубов

Чтобы отстоять свое первенство в стае, минипиги устраивают драки между собой. То же происходит и в человеческой семье: если свинке покажется, что в этой стае она может претендовать на первенство, она будет кусаться, и отучить ее сложно. Минипиги еще и упрямые. Это тоже становится препятствием для многих владельцев, и тогда появляются очередные отказники.

«Кошки независимы, они смотрят на человека свысока, но они маленькие. Собаки видят в человеке вожака и с готовностью ему подчиняются. Пиги — особые животные, надо учитывать, что генетически они более дикие, чем сельскохозяйственные свиньи. Человека они воспринимают на равных, и вам придется с этим считаться. Я вообще считаю, что рядом с нами живет отдельный свиной народ, не иначе», — заключает Лада Дубова. Уже много лет женщина — вегетарианка.