Новости
Новости
24.09.2025
23.09.2025
22.09.2025
18+
Статьи

Как Everland меняет взгляд на трудоустройство людей с инвалидностью

От личного запроса до системных изменений, развития инклюзии в России и помощи тысячам людей.

Everland
Фото: Марина Некрасова / АСИ

В последнее время все чаще наблюдается тенденция, когда успешные модели работы НКО и соцпредпринимателей находят применение в системе государственных и муниципальных учреждений. Об одном из таких примеров мы писали раньше, рассказывая про опыт фонда «Старость в радость». 

Причина проста: государству не всегда хватает оперативности для быстрого реагирования, а НКО — ресурсов для системного решения проблем на уровне всей страны. Выход из этой ситуации — встроить работающие модели НКО в государственные программы и национальные проекты.

Такой опыт есть у социальной предпринимательской организации Everland. За девять лет от разовых заказов и локального трудоустройства организация выросла до внедрения системных изменений, запуска федеральных программ, ежегодного проведения исследований и развития инклюзии на разных уровнях. 

На 2024 год более 400 сотрудников с разными видами инвалидности получают работу в Everland. Средняя зарплата в компании — 45 тысяч рублей. Ее программы охватывают восемь стран СНГ и 78 регионов России, а сообществе состоят более трех тысяч человек с инвалидностью. 

Еще одно направление работы Everland — сделать лечение онкологии максимально понятным и доступным на каждом этапе, помочь людям с этим диагнозом и их близким получить нужную информацию и найти врачей. 

Но все это сейчас. А в 2016 году, когда проект только появился, у его основания стояли два обычных москвича — юрист и преподаватель Игорь Новиков и продюсер социальных проектов Елена Мартынова. Они были бизнес-партнерами и владели автосервисом. 

От абстрактной идеи к реальным действиям

Началось все с личной истории. Игорь Новиков работал преподавателем в одном из московских университетов. Там он столкнулся с тем, что выпускники с инвалидностью не могли устроиться на работу и получить хорошую практику после выпуска. 

«Как-то вечером я зашел в магазин. Прохожу мимо охранника, а он кепку на лицо натягивает и отворачивается. Обычно охранники следят за тобой, а этот спрятался. Во мне проснулось любопытство. Наклоняюсь к нему, вглядываюсь и понимаю, что это мой студент, выпускник с красным дипломом. Тогда я подумал: “Как так? Талантливый парень, лучший на курсе, работает охранником и папки в суде сшивает. Это ненормально”. Я пришел к Лене и сказал: “Давай что-нибудь сделаем”.

У меня есть студенты с инвалидностью, и я не хочу, чтобы они работали охранниками. Я не хочу вкладывать в человека четыре года, зная, что все закончится этим. Я просто не смогу смотреть первокурснику в глаза и рассказывать о хорошей жизни юриста, понимая, что через четыре года мы выпустим с дипломом в никуда», — отметил Игорь Новиков в одном из интервью

Игорь вместе с Еленой стали думать, как помочь начинающим специалистам с инвалидностью. Сооснователи Everland оказались на перепутье: Игорь устал от преподавания, а Елена ушла из крупной компании, в которой занималась GR и продюсировала социальные проекты. 

У каждого из них была личная мотивация: задействовать свои скиллы, чтобы удовлетворить образовавшийся запрос. Применить себя так, чтобы решить социальную проблему без всяких но.

«Я сказала Игорю: давай создадим агентство. Ребята с инвалидностью будут работать там, мы будем их обучать, потом через свои связи находить заказы, контролировать исполнение и результат. То есть не просто мэтчить ребят с работодателями, как делали другие НКОшники. В эту историю я с самого начала не верила: ты просто ходишь и попрошайничаешь у бизнеса рабочие места, которые себя заведомо не оправдают.

Елена Мартынова. Фото предоставлено Агентством стратегических инициатив

Мы решили использовать наши знания и опыт из бизнеса, юриспруденции и преподавания, чтобы сделать это трудоустройство эффективным», — рассказала Елена Мартынова в интервью

Так появился Everland — как социальная предпринимательская организация. В ее работе бизнес-подход сочетается с решением социальных проблем. Everland не только помогает людям с инвалидностью получить необходимые для работы навыки и интегрироваться в открытый рынок труда, но и меняет отношение общества к инклюзии.

Решение сложных социальных задач через рыночные механизмы

В 2016–2017 годах, когда организация только начинала свою работу, команда Everland отобрала несколько стажеров с инвалидностью — дизайнеров, веб-разработчиков, юристов и контент-специалистов. Планировалось, что они пройдут обучение и станут командой, но все было непросто. Из первых 40 человек до финала дошли всего восемь. Они до сих пор работают в Everland как кураторы направлений и наставники. В те же годы организация стала получать и выполнять первые заказы в сферах дизайна, контента, веб-разработки, подключать партнеров и клиентов из крупного бизнеса. 

В 2018 году Everland провела исследование DisQuestion: первый комплексный анализ доступности сферы услуг для клиентов с инвалидностью в России.

Выбор темы для исследования не был случайным. Если не развивать доступные потребительские сервисы, люди с инвалидностью не смогут потратить заработанные деньги — и мотивация трудоустраиваться падает. Именно поэтому в этом же году организация выпустила скрипты-рекомендации для бизнеса по обеспечению доступности услуг для клиентов с инвалидностью в шести сферах экономики. 

«Первые ребята, которых мы подготовили, — это была космическая стоимость»

После «прокачки» первых сотрудников Everland Елена Мартынова и Игорь Новиков поняли, что нужно менять формат подготовки людей с инвалидностью к работе, потому что затраты на обучение были слишком высокими. Но и найти хорошего специалиста с инвалидностью без подготовки почти нереально — его нужно вырастить. 

Чтобы снизить затраты на такую подготовку, в 2019 году была запущена онлайн-платформа по обучению людей с разными видами инвалидности перспективным digital-профессиям

В Everland уверены, что для выхода такого соискателя на открытый рынок труда нужно желание человека с инвалидностью работать и учиться. А еще — готовность работодателя тратить время на обучение такого сотрудника нужным навыкам. Как отмечает Елена, обычно требуется месяц, чтобы человек начал работать, и около восьми месяцев, чтобы сотрудник стал компетентным и самостоятельным. 

Запуском онлайн-платформы Everland не ограничилась. В том же году организация разработала первую дорожную карту в помощь онкопациентам с раком гортани. С этой карты началась работа над информационной программой «Онконавигатор»

Елена Мартынова в одном из интервью отмечает, что «Онконавигатор» родился из ее личного запроса. 

«Моему мужу Алексею Шамраеву диагностировали четвертую стадию рака гортани. Сначала ему даже удалось справиться с заболеванием без ее удаления, но потом случился рецидив, и операция была необходима», — говорила Елена.

В какой-то момент супруги поняли, что могут поддержать и других людей, которые столкнулись с похожей проблемой. Они договорись с врачом Али Мурадовичем о том, чтобы вместе с ним создать пациентское руководство. В нем была бы информация, почему возникает заболевание, какие симптомы бывают, из каких этапов состоит лечение и многое другое. 

Проект оказался востребованным, и постепенно началась работа над созданием «Онконавигатора». Сейчас на сайте собраны 40 дорожных карт с ответами врачей-онкологов на главные вопросы: как диагностировать и лечить разные виды рака, как восстановиться после лечения и операций. Аудитория программы — около 15 млн человек, а в ее создании принимали участие 65 ведущих врачей-онкологов. 

В 2020 году при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) началась разработка коммерческих сервисов, помогающих бизнесу адаптировать свои услуги для людей с инвалидностью. Параллельно стартовали спецпроекты «Йога для незрячих» и «Семья как семья». Последний ломает стереотип о том, что инвалидность означает одиночество. 

Фото: Freepik

Еще один важный этап в жизни организации — проведение комплексного исследования невизуальной доступности интернет-сервисов, выполненное совместно с программой «Особый взгляд». Также вместе с врачами-онкологами был запущен проект «1000 и 1 вопрос об онкологии». Его цель — рассказать о современных подходах в лечении рака, развеять мифы и стереотипы, помочь пациентам с онкологией найти хорошего специалиста для лечения, консультации, получения второго мнения.

Рост, непрерывное развитие и ежегодный запуск системных инициатив 

К 2021 году география проектов значительно расширились. В Москве открылся первый инклюзивный коворкинг, создавший физическое пространство для работы и развития сообщества. Для понимания барьеров на рынке труда было проведено исследование трудностей трудоустройства. 

Знания и опыт Everland стали востребованы на международном уровне — в тот же год по заказу Программы развития ООН была разработана стратегия развития инклюзии для Киргизии. Также организация вошла в рабочую группу по созданию общероссийского сообщества «Открыто для всех».

В 2022 году организация подписала Национальный инклюзивный договор АСИ, закрепив свои обязательства. Началось партнерство с компанией «Билайн» по запуску программ помощи детям с нарушениями зрения. Было проведено исследование «Работать ли человеку с инвалидностью в России?» и запущено движение #ВключайИнклюзию, направленное на развитие инклюзивного общества.

2023 год был ознаменован выходом практических инструментов для соискателей и бизнеса. Everland выпустила гид по адаптации на рабочем месте и матрицу доступных профессий. Совместно с «Билайн» была запущена платформа цифровой грамотности для незрячих детей. При поддержке АСИ и «Магнита» стартовала мотивационная программа «Эстафета успешности». Важным проектом стала программа-исследование «Один день в ”Пятерочке”», изучившая возможности трудоустройства в офлайн-ретейле.

Масштабирование проектов и выход на федеральный уровень

В 2024 году фокус сместился на масштабирование и передачу опыта. Для региональных НКО был создан курс по управлению инклюзивными проектами, а для корпораций — руководство по реинтеграции сотрудников с инвалидностью. При поддержке партнеров был перезапущен и расширен московский инклюзивный коворкинг. 

К 2025 году проекты Everland приобрели федеральный масштаб. Программа массового найма в ретейл охватила 11 регионов страны. Были запущены мотивационные школы «Я смогу!» для поддержки подростков и молодых людей с инвалидностью по зрению или по слуху. Программа «Онконавигатор» эволюционировала в чат-бот и системные коммуникационные кампании по профилактике рака. Для развития всей экосистемы началась работа по созданию Ассоциации социальных предпринимателей и Сообщества социальных инвесторов.

«Наши специалисты из разных стран, с разными нарушениями здоровья: по слуху, зрению, передвигающиеся в инвалидной коляске, в том числе с полным параличом тела, создают конкурентоспособные продукты. И мы работаем только над проектами, приносящими реальные социальные изменения, помогаем бизнесу выстраивать инклюзивную среду: от подбора кадров и адаптации до глубоких исследований, выявляющих барьеры и формирующих эффективную D&I-стратегию», — заключила Елена Мартынова. 

Материал подготовлен совместно с Агентством стратегических инициатив в рамках серии тематических публикаций «СО НКО — источник социальных инноваций».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике

Мы используем файлы cookie и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой обработки персональных данных

Хорошо