С 27 ноября по 4 декабря в «Новом Манеже» работает выставка «Правила игры: как спорт формировал культуру». Организатором проекта выступил Благотворительный фонд Владимира Потанина в рамках программы «Сила спорта» при поддержке нацпроектов России.
«Сила спорта и сила культуры, казалось бы, разные вещи, но они родственны. В их основе лежат любовь, надежда и вера в будущее. Этой выставкой мы проводим настоящий эксперимент, объединяя культуру, социальные практики и инновации, чтобы показать: спорт — это мощный инструмент изменений», — заявила на открытии выставки генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.


После московской премьеры экспозиция переедет в Санкт-Петербург и обретет постоянный дом в филиале Государственного музея спорта, в особняке Абамелек-Лазарева.
Экспозиция как квест: забудьте, что вы взрослые
Главная особенность выставки — ее интерактивность. Это не академический музей, где на экспонаты нельзя даже дышать, а пространство действия.

Куратор и режиссер проекта Дария Женихова предупредила первых гостей: «Забудьте, что вы на открытии, что вы взрослые люди. Я вас призываю: попробуйте все сами! Пройдите тропу палеофитнеса, выследите доисторическое животное, поиграйте в стрелялки из ватных палочек».
Фото: Екатерина Васильева / АСИ
Пространство поделено на 13 тематических разделов. Каждый из них — это не просто историческая справка, а иллюстрация одной из европейских теорий XX века о происхождении спорта. Вы двигаетесь от древних ритуалов к современному киберспорту, и этот путь превращается в игру.
Каждый из разделов дополнен блоком «А как это было у нас?», который рассказывает, как тот или иной спортивный элемент проявлялся в русской традиции. У каждого раздела стоит стенд с реальными проектами, получившими грант Фонда Потанина. Все они содержательно схожи с темой самого раздела.
Экскурсию по выставке для журналистов провел не просто гид, а легендарный спортивный комментатор Виктор Гусев. Для него этот проект стал своего рода «дополнительным временем» (как в футболе) и возможностью взглянуть на спорт под другим, антропологическим, углом.


Рассказываем о нескольких экспозициях, представленных на выставке.
От наскальной живописи до социальных аспектов инфраструктуры
Блок № 1. Ритуал как способ передачи опыта
Путешествие в мир спорта начинается из глубины веков, а именно — из пещеры. Попробуйте повторить движения первобытного человека. Палеофитнес — это система естественных движений, вдохновленная образом жизни древнего человека. Это интерактивный блок, в котором можно представить себя на месте древнего человека и даже повторить его движения.
Для этого организаторы выставки создали специальную тренировочную модель, где любой желающий может спрятаться в тоннеле от саблезубого тигра, удержаться на снаряде, представляя, что вас сдувает сильный ветер, и попробовать себя в амплуа следопыта.

Блок № 2. Ритуал как способ разрешения конфликта
Этот раздел демонстрирует, как человечество научилось сублимировать агрессию. Древний спорт не только закалял дух и помогал выживать, но и примирял народы. С ростом сознания наши далекие предки учились сдерживать себя и не переходить к нападению. В этом им помогали выученные особенности поведения — гримасы и повторяющиеся движения. Такие ритуалы снижали градус напряжения и сохраняли мир внутри общины.
Гостям выставки предлагается попробовать себя в спорте, который не предполагает серьезных увечий и травм и видит в сопернике не врага, а партнера. На большом экране пять спортсменов, представляющих виды спорта, основанные на уважении противника, — айкидо, капоэйра, кендо, фехтование и дзюдо, — показывают движения этих боевых искусств. Попробуйте их повторить.



А как это было у нас? В русской традиции устраивали кулачные бои «стенка на стенку». Это был способ выплеснуть агрессию по правилам и без смертельного исхода. В летописях были описаны конные поединки без оружия, где нужно было сбить соперника седлом. Народные хороводы и пляски тоже служили замещением конфликта.
Блок № 3. Игра как социальная лестница
Экспозиция в этом блоке выглядит как лестница, инкрустированная золотом, — отсылкой на то самое олимпийское золото.
По задумке художницы Антонины Мазепы, пьедестал — это метафора движения вверх, поскольку в Древней Греции спорт был реальным социальным лифтом: трофеи, добытые в войнах, распределялись через спортивные состязания, а атлеты почитались как герои. Для юношей спорт был своего рода инициацией — физические и умственные испытания являлись порогом во взрослую жизнь.
Если раньше физическая активность была необходима для выживания, то в архаических обществах она стала определять положение человека в полисе.


Блок № 6. Игра как ритуал силы
Отдельного внимания стоит шестой, рыцарский раздел выставки, который показывает, как проходили рыцарские турниры — от его объявления и до награждения победителей. Самое интересное — между — показ шлемов, присяга, меле (массовая схватка рыцарей), джост (тот самый поединок на конях с копьями один на один).
Знамена на арене, геральдика, женский суд чести, перья и украшения, попоны и гербы — культура, которая сливается со спортом. Все это можно рассмотреть вблизи на художественной экспозиции, представленной на выставке.



Ректор Российского международного олимпийского университета Лев Белоусов оценил историчность экспозиции на «пятерку с минусом», и этот минус — на самом деле жирный плюс.
«Здесь нет сухой хронологии, но есть удивительное сочетание современного искусства и погружения в глубину веков. Античность, где спорт был гимном красоте тела, сменяется мрачным Средневековьем, а затем — возрождением олимпийской традиции Пьером де Кубертеном. Его главная идея была в том, что спорт делает жизнь и человека красивее. И выставка отлично передает эту гуманистическую идею», — отметил Белоусов.
Блок № 7. Мяч как новый символ игры
Мяч — символ нового времени. Игры начали меняться. Старые игры с мячом начали получать новые регламенты, предупреждающие драки и ссоры. Через такие игры воспитывались ловкость, дисциплина и умение действовать вместе.


На этой экспозиции можно не только поиграть с мячом, но и попасть в будущее. Все благодаря диджитал-гольфу, в котором виртуальные удары соединяются с реальными движениями: сначала игрок делает попытки на игровой консоли, а затем выходит на реальное мини-поле. Общий результат складывается из цифрового и физического и фиксируется в чат-боте.
Блок № 9. Олимпийская модель спорта
На выставке представлена коллекция олимпийских факелов, принадлежащая Владимиру Потанину: факел зимних Олимпийских игр в Кортине д’Ампеццо (1956), факел Олимпийских игр в Москве (1980), факел Олимпийских игр в Лиллехаммере (1994) и факел зимних Олимпийских игр в Сочи (2014).
Рядом с факелами расположена интерактивная экспозиция, где гости выставки могут проголосовать за тот вид спорта, который, по их мнению, должен быть добавлен в олимпийскую программу. Среди них есть как известные виды спорта, такие как лакросс, так и менее известные — шоудаун и чужонбол. В чем суть этих игр — можно также узнать на выставке.




Блок № 10. Инфраструктура и социальные различия спорта
В XX веке стало ясно, что далеко не все виды спорта доступны всем, даже несмотря на то, что сама физическая активность стала частью повседневной жизни. Спорт начал «подсвечивать» различия между людьми: так, состоятельные люди обладали большей вариативностью в тех видах спорта, которыми можно заняться. Нужно было сделать спорт ближе и доступнее. В этом помогло строительство новых спортивных объектов — от дворовых площадок до больших стадионов. Появлялись муниципальные бассейны, велотреки, спортзалы.
А как это было у нас? В 1930-е годы открывались детско-юношеские спортивные школы. Самых способных готовили к большому спорту. К Олимпиаде-80 в Москве построили бассейн, велотрек и спорткомплекс. В других городах начали появляться стадионы и дворцы спорта.

У этого раздела гости выставки могут спроектировать свой город спорта на специальной архитектурном поле. Параллелепипед на этом поле — спортзал, цилиндр — бассейн, арка — метафора доступа, а сфера — символ объединения, но масштабных затрат.
Смысл экспозиции в том, что архитектура спорта — это отражение социальной структуры и возможностей общества.
Фото: Екатерина Васильева / АСИ
Блок № 13. Спорт как пространство равных возможностей
Во второй половине прошлого столетия спортивная сфера претерпела значительные изменения, перестав быть привилегией исключительно физически здоровых людей. Поворотным моментом стал 1948 год, когда в британском Сток-Мандевилле состоялись дебютные состязания для атлетов с инвалидностью, заложившие фундамент будущего Паралимпийского движения.
С этого момента начали активно развиваться инициативы, направленные на популяризацию адаптивной физкультуры для людей с инвалидностью. Инклюзивность обрела статус важной социальной ценности, а спортивные арены превратились в пространство равных возможностей.




На экспозиции гостям предлагается сыграть в игру. Она основана на интервью с участниками проектов-победителями конкурса «Спорт для всех» Фонда Потанина и показывает, как спорт меняет жизнь.
На каждом маршруте можно познакомиться с фрагментами историй героев и выполнить задания, основанные на его опыте и ощущениях. Игра напоминает, что спорт открыт каждому независимо от возможностей, возраста или подготовки.
Параллельно с выставкой проходит событийная программа, которая помогает еще больше погрузить гостей в мир спорта и культуры. Например, медиаторские туры, лекция-показ «Эстетика рекордов: мода в истории спортивной культуры», форум-спектакль «Заигрался» и другие активности. Подробнее — здесь.



