10 декабря состоялась итоговая очная встреча-практикум просветительского проекта «Город. Экология. Люди», который Агентство социальной информации реализует в Череповце. Сам проект, стартовавший в сентябре, продлится до конца года, но уже сейчас можно подвести некоторую черту.
Проект решал важную задачу — научить людей самостоятельно разбираться в сложных экологических данных и действовать, когда дело касается защиты природы.
«Экологическая повестка популярна в России уже не один год, но многое в ней еще остается непонятным, например, как трактовать данные о качестве воды или воздуха. Мы нашли выход — разработали просветительский проект, благодаря которому люди узнали, как разобраться в показателях воды или воздуха и составить свое трезвое мнение, не попадая под влияние панических публикаций», — объясняет куратор проекта Ирина Субботина.
Вологодскую область как место проведения проекта выбрали, потому что в регионе расположено немало промышленных производств, и экологические проблемы усложняют отношения между государством, бизнесом и экоактивистами, объясняет Субботина.
Просветительский проект направлен на то, чтобы как раз снизить это напряжение. Практика, по словам куратора, показывает: даже экоактивисты не всегда глубоко вникают в тему и часто действуют под влиянием стереотипов или однобоко оценивают ситуацию, особенно, когда вокруг много разных мнений.
«Неопределенность повышает уровень тревоги, мнительности. А вот когда ты сам понимаешь, что и как на самом деле, становится гораздо спокойнее. Человек меньше беспокоится, если знает, куда обращаться в случае экологической проблемы, например, если увидел загрязнение в реке. Ясность снимает тревогу», — говорит Субботина.
Лекции и мини-гид
Просветительские лекции проекта «Город. Экология. Люди» посетило более 160 человек, очно и онлайн. Приходили не только те, кто уже глубоко погружен в экологическую тему, но и сотрудники библиотек, студенты профильных специальностей и преподаватели, представители местных НКО.
«Благодаря проекту мы наладили отношения с активистами, которые занимаются в Вологодской области раздельным сбором вторсырья, с местными НКО. Даже с теми, с кем мы были знакомы, взаимодействие стало теплее», — говорит Ирина Субботина.
Видеозаписи и конспекты лекций опубликованы в телеграм-канале «Город. Экология. Люди — Череповец».
На первой лекции, которую провел кандидат геолого-минералогических наук Вадим Рукавицын, слушатели выясняли, как толковать экологические данные по воздуху и с их помощью делать выводы о состоянии города и вреде для здоровья. На второй лекции кандидата биологических наук Елены Бизиной гости узнали, как в России следят за качеством воды, куда обращаться, если обнаружили загрязнение в реке, и как провести экспертизу, которую примут в суде.
Третья лекция была посвящена экосообществам. Экотренер и основатель компании «Зеленый драйвер» Роман Саблин рассказал, как найти экоэнтузиастов в своем городе, поделился успешными кейсами озеленения городов и тем, как можно решать проблемы серых промзон.
Он также привел рекомендации того, как внедрить в свою жизнь экопривычки — постепенно, без нажима. 15 лет назад Роман Саблин сам прошел этот путь — оставил работу в корпорации и увлекся экоактивизмом: отказался от лишних вещей, стал сортировать вторсырье и основал «Эколофт на Пятницкой», где встречались люди, которых заботило будущее планеты.
Объединиться с единомышленниками можно в региональных экочатах — ссылки собраны на сайте компании «Зеленый драйвер». В чатах можно задавать вопросы по экотематике, анонсировать свои события, искать соратников и партнеров для экопроектов и экобизнесов. Сейчас доступны чаты по России, Казахстану, Грузии, Кыргызстану и Узбекистану.
После каждой лекции гости заполняли анонимную анкету обратной связи. Большинство людей ответили, что стали меньше тревожиться. Научиться спокойно разговаривать на тему экологии можно и помощью мини-гида, в котором собраны принципы эффективного диалога и полезная шпаргалка с фразами, как начать разговор, подать факты без давления и как отвечать на скепсис.
«Умение конструктивно взаимодействовать пригождается везде, не только в теме экологии: в общении с детьми, родителями, подчиненными, начальством, партнерами. Просто мы преподнесли эти советы в экологическом русле», — объясняет Ирина Субботина.
Как построить экосообщество
На итоговой встрече-практикуме 10 декабря в Череповце АСИ подвело итоги проекта и наградило участников фотоконкурса «Без лишнего: экопривычки каждый день».
Руководитель Школы КСО и устойчивого развития, эксперт по локальным социальным и экологическим проектам Светлана Герасимова поделилась советами, как экоактивистам усилить сообщество в своем городе и наладить связь с партнерами:
- Показывайте, что вас много. Наличие команды говорит о том, что у вас есть разные компетенции.
- Поймите, вписываетесь ли вы в глобальные проекты, которые отвечают национальным целям развития России. В 2024 году к существующим целям добавили несколько новых, в том числе экологическое благополучие. Если это ваша тема, то получить господдержку может быть проще.
- Придумывайте проекты, которые балансируют на стыке экологии, экономики и социума. Будущее — за цифровыми решениями. В качестве примера Герасимова упоминает компанию из Нижнего Новгорода, которая придумала умные боксы, сортирующие вторсырье самостоятельно. Устройства принимают пластиковые бутылки, алюминиевые банки и макулатуру. Нейросеть распознает тип материала, его качество и количество, после чего рассчитывает стоимость вторсырья и переводит человеку деньги по номеру телефона через СБП.
- Подходите к корпоративным партнерствам с умом. Прежде чем предлагать сотрудничество, изучите сайт компании, почитайте ее отчет по устойчивому развитию, поймите, есть ли у нее корпоративные волонтеры. Тогда будет понятно, вписывается ли то, что делает ваше сообщество, в приоритеты конкретной компании. Следите за трендами: например, сейчас корпорации ищут нестандартные решения вопросов, как привлекать серебряных волонтеров или как будут меняться наши города.
- Знакомьтесь с отраслевыми партнерами. Спросите себя: кто занимается примерно тем же, чем вы? Для кого экологическая тематика тоже играет важную роль? Например, это может быть бренд аксессуаров из вторсырья.
- Налаживайте контакт с местными чиновниками. Это поможет вам быть в курсе законодательных изменений, конкурсов и грантов. А еще это возможность получать имущественную и административную поддержку, например, помещения для собрания или мероприятия.
- Изучите, сколько у вас в регионе НКО, которые занимаются той же повесткой, и подружитесь с ними.
- Изучите, какие грантодатели есть в вашем регионе. Это могут быть как региональные государственные источники, так и корпоративные.
- Расширяйте базу экспертов — их можно найти в вузах. Профессионалы нужны, чтобы подкрепить позицию экоактивистов научными знаниями.
- Определите, кто может быть вашим коммуникационным партнером (СМИ, блогеры, профессиональные платформы), и регулярно расширяйте эту базу.
Что дальше
Подобный просветительский проект, уверена Ирина Субботина, может быть полезен многим российским регионам — особенно тем, где сложная экологическая обстановка или пока не очень развиты экологические сообщества. По словам куратора, «пилот» позволил Агентству социальной информации получить конструктивный опыт, и в дальнейшем проект можно масштабировать.
«Мы понимали, что это долгая история: мнение людей по поводу экологии быстро не поменять. Сформировать мировоззрение — это задача длительного периода. Но мы пробудили у людей хотя бы первоначальный новый интерес к экологической повестке», — подытоживает Субботина.
Пилотный проект «Город. Экология. Люди» реализует Агентство социальной информации — ведущая экспертная и информационная организация, более 30 лет освещающая деятельность НКО-сектора и гражданские инициативы в России. Тематический партнер проекта — компания «Зеленый драйвер».
«Город. Экология. Люди» — пилотная городская просветительская программа: открытые лекции, разборы данных, понятные форматы коммуникации и общественные инициативы. Задача — сделать экологическую повестку понятной и практичной: от достоверных данных — к решениям для повседневной жизни и учебных проектов.
