Новости
Новости
22.11.2024
21.11.2024
20.11.2024
18+
Колонки

ИГОРЬ ЦЫКУНОВ: три правила осмысленной фотографии

Руководитель направления спецпроектов Форума Доноров — о том, как снимать для одного из крупнейших благотворительных фотоконкурсов страны.

Игорь Цыкунов
Игорь Цыкунов. Фото предоставлено Форумом Доноров

Фотография вовсе не копия действительности – она может менять мир. Обычный снимок меняет мир почти незаметно, а талантливый – радикально. Это взгляд из реальности другого человека, буквально иная точка зрения. И вот ты уже замираешь, пойманный фотовзглядом, несколько секунд: удивление, восторг, ужас, отвращение, сочувствие. Иногда только этого достаточно, чтобы изменить свое отношение к чему-либо. Просто магия светотени.

Форум Доноров проводит фотоконкурс «ОБЪЕКТИВная благотворительность» без малого шесть лет. В конце 2017 года проект стал победителем конкурса субсидий для поддержки СО НКО Комитета общественных связей г. Москвы, что позволило значительно расширить форматы и выйти на новый уровень — «ОБЪЕКТИВная благотворительность 2.0».

К конкурсу с каждым годом растет интерес. Все больше участников и партнеров, и если раньше снимки выставлялись на щитах сада «Эрмитаж» и в холлах ежегодной конференции Форума Доноров, то сейчас они появляются на билбордах в центре Москвы, на площадках Санкт-Петербурга, Анадыря, Норильска, Новосибирска, Южно-Сахалинска. Конкурсные фотографии выставлялись на Российском инвестиционном форуме в Сочи и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, благодаря участию фонда «Росконгресс». Их везде встречали с интересом. Потому что велика сила фотографии, ей не нужны переводчики.

Основная задача конкурса «ОБЪЕКТИВная благотворительность» – научить благотворительные организации навыкам самопрезентации. И если когда-то это казалось чем-то не очень обязательным, вишенкой на торте, то сейчас ясно, что хорошо снимать свою работу и продвигать снимки – суровая рабочая необходимость. Именно поэтому в феврале мы в рамках проекта открыли Школу визуальных коммуникаций. Пригласили провести мастер-классы и консультации известных фотографов, дизайнеров, журналистов, психологов. Планируем публиковать колонки по теме на сайте Агентства социальной информации, партнера конкурса.

Участник конкурса «ОБЪЕКТИВная благотворительность»-2017

И первая наша тема – рождение кадра, ведь хороший снимок появляется не случайно. Многое зависит от подготовки. Если подходить бездумно, то увидишь ряды протокольных фотографий. Это когда получаются постановочные снимки с застывшими и напряженными лицами, невнятными сценами, случайными предметами. Тот самый случай, когда фотография искажает реальность. За минуту до этого и после все разговаривали, играли, смеялись – жили. А тут вдруг мертвящая официозность. Правда – это когда показана суть и ни одна деталь не лишняя. И вот тут нужно учитывать правила «живой» съемки.

Правило первое: снимать всегда

Нет событий, которые мы не фотографируем. Если во дворе упало дерево и его не засняли – оно действительно упало или нет? В XXI веке отвечают однозначно: если не засняли, значит, не падало. Мы получаем 80% информации с помощью зрения и живем в мире, где реальностью становятся коммуникации — картинка и текст.

Да, все, что мы видим рядом, имеет форму, вкус, цвет и запах. Остальной мир для нас всего лишь картинка на экране телевизора, компьютера или смартфона. Картинка и текст сплетаются в известный нам мир. Снимать надо всегда, тем более что камера сейчас доступна – просто достать из кармана или сумки телефон. Вы создаете поток, а поток позволяет вычленить самое существенное.

Правило второе: снимать осмысленно

Все пособия по коммуникациям опираются на формулу, разработанную политологом Гарольдом Лассуэллом: кто? (коммуникатор)  что говорит? (сообщение) по какому каналу? (средство) кому? (получатель) с каким эффектом? (эффект воздействия). То есть в переводе на нашу ситуацию — кто снимает, что снимает, как знакомит со снимком, кого знакомит и с каким эффектом.

Снимать может сам благотворитель, опекаемый, случайный попутчик. И каждый раз это будут разные фотографии. Снимок ребенком взрослого со своего роста заставляет задуматься, что он видит все буквально с другой точки зрения. Фоторепортаж, сделанный смертельно больным человеком, показывает нам привычные вещи, но с новым смыслом. Фотограф со стороны снимает общение волонтеров с подопечными, и это дает нам «внешний» взгляд на благотворительность с ее эмоциями. Три точки зрения создают смысловой объем.

Участник конкурса «ОБЪЕКТИВная благотворительность»-2017

Основа осмысленного снимка  — понимание связки: что и кому мы желаем сказать. Этот снимок предназначен для прохожего, чтобы сделать его сочувствующим и вовлечь в волонтерство? Он нацелен на донора? Он делается для благополучателей или членов команды? Все эти вопросы надо себе задать, прежде чем в первый раз щелкнет затвор.  Ответ повлияет на время и место съемки, выбор снимающихся и объектов, динамическую или статическую позицию и многое другое. Любой снимок, выражающий идею, удачный. Если, конечно, вы именно эту идею хотели выразить.

Правило третье: знать задачу

В идеале у каждой фотографии должна быть своя задача.  В теории коммуникаций их всего четыре: информировать, развлекать, убеждать и побуждать к действию. И все это разные в исполнении задачи.

Если важно проинформировать зрителя, то хороша фактологичность и четкая «читаемость» кадров. Скажем, информируем экологов о новой общественной акции – показываем снимки с широким общим планом, чтобы видны были численность участников и атрибутика. Дополняем кадрами, где заметны этапы акции: разметка территории, сбор мусора и его утилизация, а в конце результат – чистая опушка леса или берега реки.

Снимки могут убеждать, конечно же. Достаточно сфотографировать крупным планом человека, неспособного забраться на якобы удобный пандус, и не надо говорить, что есть проблема – это очевидно. К тому же психологи давно знают, что сочувствие вызывает человек, но почти никогда — толпа.

Побудить к действию можно снимком свалки, съедающей здоровый лес, или кадром ребенка, которого никто не встретил. Многие пошли в благотворительность после того, как увидели что-то цепляющее до скрежета и почувствовали, что надо вмешаться.

Отдельно отметим функцию развлечения. Кажется, что это лишнее для социальных организаций – надо показывать проблему и боль. Но, помимо боли, в благотворительности есть любовь, смех, игра. Это то, что объединяет нас и снимает барьеры. Изменить точку зрения «со стороны» проще так – дать возможность смеяться, а значит и сопереживать, участвовать. Люди искренне смеются только с равными, со своими.

Мы выбрали всего три правила осмысленной съемки, но они работают. Собственно, это то, чем любитель отличается от человека несведущего. Профессионалы же идут дальше. Участвуйте в Школе визуальных коммуникаций – как авторы, герои, участники, преподаватели. Прием заявок на конкурс «ОБЪЕКТИВная благотворительность»-2018 стартует 2 апреля.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике