О том, как создавалось и развивалось интерактивное пространство «Мир на ощупь», Агентству социальной информации рассказал генеральный директор проекта Анатолий Мовшович.
Без бизнес-плана
С 2006 года Анатолий занимался организацией праздников. Идея создать социальный проект пришла к нему неожиданно.
«Десять лет назад я обучался в Израиле и там познакомился с незрячим молодым человеком. Он рассказал мне историю о том, как потерял зрение. Лично я всегда считал, что все люди, имеющие проблемы со зрением, слепые с детства, ведь никогда раньше не сталкивался с ними лично», — рассказал Мовшович.
Оказалось, что новый знакомый был чемпионом по бегу, но упал, получил травму и потерял зрение. Это очень впечатлило Анатолия, и ему захотелось создать проект, где незрячие люди будут работать и делиться своим жизненным опытом, а посетители без проблем со зрением смогут оценить то, что имеют.
«Тогда я ничего не знал о том, как работать с инвалидами, откуда их брать, что есть проблема их социализации, что такое инклюзивное образование. Самое главное, я не знал о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью», — вспоминает генеральный директор проекта.
Анатолий потратил год на то, чтобы найти спонсора — отправил более 250 писем в различные крупные компании и не получил обратной связи. В итоге спонсором согласился стать один из клиентов его бизнеса, связанного с организацией праздников.
«Я попросил 3 миллиона рублей на создание проекта, объяснив, что это хорошо отразится на их имидже. На тот момент у меня не было четкого бизнес-плана, я просто думал, что 3 миллионов будет достаточно — музей в темноте, как мне казалось, не потребует огромных затрат», — полагал Мовшович.
В итоге весь проект обошелся в 11 миллионов рублей. Понимание реальной стоимости пришло в тот момент, когда был подписан договор на аренду. Надо было срочно искать субсидии.
Так началось работа с Комитетом по труду Петербурга, была получена субсидия на создание рабочих мест для людей с инвалидностью — почти 3,5 миллиона рублей.
Но сложности оставались. «Я обратился во Всероссийское общество слепых в Петербурге. Там мне было сказано, что им работа не нужна, все уже работают», — вспоминает Анатолий. В итоге ему удалось собрать команду через социальные сети — 25 человек, мужчины и женщины в возрасте от 19 до 47 лет, незрячие или инвалиды по зрению.
Сотрудники Педагогического университет имени Герцена помогли в создании обучающей программы, рассчитанной на 10 дней. Курс включал развитие личностного роста и умение презентовать себя. В организации проекта также помогла команда из пяти волонтеров, которую Анатолий собрал с помощью сайта «Хэд хантер». Причем на вакансию о стажировке на девять месяцев без оплаты труда изначально откликнулись 56 человек.
«Собеседования были похлеще, чем на любую другую должность. Многие еще удивлялись, что на неоплачиваемую работу такой серьезный отбор», — добавил Мовшович.
«Рекомендован по всей России»
В сентябре 2015 года «Мир на ощупь» открылся в торговом комплексе «Питерлэнд». В ноябре, с помощью депутатов городского Заксобрания он получил звание «социально значимый проект Петербурга». За счет этого два года подряд реклама в метрополитене и по городу была бесплатной.
Ежемесячные расходы составили 1,5 миллиона рублей. Но с самого начала проект пошел «в плюс» — интерес к нему был высок.
«Первые шесть месяцев мы жили хорошо. Но где-то в середине 2016 года я начинаю понимать, что что-то уже не то. Нет правильной рекламы, все спонтанно — про нас говорят в СМИ и люди к нам идут. А при стоимости билета 450-500 рублей перекрыть расходы непросто», — поделился Мовшович.
В 2017 году «Мир на ощупь» участвовал в конкурсе социально-экономических практик Агентства стратегических инициатив. Проект вошел в финал, получил рекомендации к внедрению во всех регионах России.
«За последние полтора года нас посетили абсолютно все министры по труду и соцзащите всех регионов страны. Для того чтобы появляться в новых регионах, нам требуются помещения на льготных условиях аренды, возможность предоставления субсидий и информационная поддержка. Мы просим лишь инвестиции на запуск — дальше проект окупает сам себя», — добавил Мовшович.
Сейчас филиал проекта работает в Симферополе, есть франшиза в Сочи. К 2020 году должно открыться не менее 20 площадок во всех городах-миллионниках.
День рождения в темноте
Сейчас «Мир на ощупь» — это бизнес-тренинги в темноте, свидания, проведение дней рождения, экскурсии с незрячим гидом. Есть и ряд бесплатных мероприятий, например, для школьников.
Спрос достаточно высокий — от 4 до 6 тысяч посетителей ежемесячно. Причем оказаться в полной темноте желают люди совсем разных возрастов. Так, однажды в локации «Мира на ощупь» петербурженка отметила 55-летие, пригласив на празднование своих пожилых родителей.
В экскурсиях принимают участие по шесть-восемь человек, зачастую незнакомых между собой. Каждому выдается трость, проводится небольшой инструктаж и посетители оказываются в полной темноте, где их встречает незрячий гид.
Вместе с ним они проходят в жилую комнату, пытаясь понять на ощупь, что в ней находится. После учатся переходить проезжую часть, запоминать маршрут. Оказываются на рынке, где пытаются определить товары на ощупь, и завершают экскурсию прогулкой по парку. Все это время гиду можно задавать любые вопросы об особенностях жизни в полной темноте.
Самыми сложными и страшными зачастую бывают первые минуты в темноте. Гиды рассказывают, что иногда взрослые люди начинают рыдать и покидают локацию. Те, кто справляются с первым минутами во мраке, уже спокойно проходят полуторачасовую экскурсию.
«Звонят и говорят спасибо»
Гид «Мира на ощупь» Радик Галиев раньше был автокрановщиком, подрабатывал таксистом, банщиком, грузчиком. Лишился зрения семь лет назад и первые полтора года почти не выходил из дома. Уже потом в реабилитационной школе его научили жить без зрения, и он смог окончить медицинский техникум, освоить профессию массажиста.
В проекте он работает два года. Иногда проводит по четыре экскурсии в день.
«Чаще всего посетители спрашивают о том, как я передвигаюсь самостоятельно. А я ведь сам хожу почти по всему Петербургу, подрабатываю массажистом, выезжаю на дом к тем клиентам, которые не могут передвигаться. Часто спрашивают о моем быте, о том, как я готовлю еду», — рассказал АСИ Радик. По его словам, готовить у него получается хорошо почти все блюда, кроме блинов.
Официально в Петербурге проживают 12 тысяч незрячих людей, но только треть из них может передвигаться самостоятельно. «Когда ты теряешь руку или ногу, теряешь что-то одно. Если остаешься без зрения, теряешь все сразу», — отмечает Радик.
«Каждый человек, который проходит локации, сильно меняется. Эти полтора часа могут изменить человека, заставить его задуматься о своем здоровье. У нас, например, была девушка, которая сразу после прохождения экскурсии пошла и сделала коррекцию зрения. Потом позвонила мне и поблагодарила», — рассказал гид «Мира на ощупь».
Материал подготовлен в рамках поддержки социальных предпринимателей — участников акселерационных программ Агентства стратегических инициатив и Фонда поддержки социальных проектов.