О том, что Программа поддержки СО НКО – это не просто деньги для некоммерческих организаций, приходится говорить снова и снова. Это жизненно важный ресурс развития инфраструктуры всего третьего сектора.
Во-первых, она была важнейшим стимулом формирования устойчивых механизмов поддержки НКО в регионах, создания в субъектах Федерации собственных программ поддержки СО НКО. Без этого мощного стимула, без софинансирования из центра в условиях бюджетного дефицита регионы могут эти программы свернуть.
Во-вторых, за счет Программы поддержки СО НКО получали поддержку инфраструктурные организации, которые помогают отдельным НКО и всему некоммерческому сектору в целом становиться более устойчивым и качественно расти, обобщая и наращивая опыт решения социальных проблем. Это ресурсные центры, обучающие и консультирующие региональные НКО по самому широкому кругу вопросов: технологии помощи бездомным, профилактики социального сиротства, работы с волонтерами, общественный контроль, социальное проектирование и т.д. и т.п. Других источников для финансирования такой «инфраструктурной» деятельности в России нет, Программа поддержки СО НКО в этом отношении была уникальна.
В третьих, Программа поддержки СО НКО – это не только конкурсы субсидий.
Управляя программой, Минэкономразвития проделывало колоссальную разноплановую работу, помимо организации распределения средств. Фактически министерство помогало координировать деятельность всех органов власти в плане поддержки НКО. Был сформирован Координационный совет по господдержке СО НКО, в который вошли члены Общественной палаты РФ, эксперты, представители министерств и ведомств, в той или иной степени занимающихся вопросами взаимодействия с НКО или поддержки НКО. Совет стимулировал и направлял эту деятельность федеральных органов власти, помогал организовать ее на системной основе, обеспечивать прозрачность… Показательно, что именно Минэкономразвития отвечало за выполнение сформулированных в феврале 2014 года поручений профильного вице-премьера Ольги Голодец. Документ называется так: «О механизмах и приоритетных направлениях развития взаимодействия федеральных органов власти с социально ориентированными некоммерческими организациями и о предложениях по совершенствованию механизмов их взаимодействия». Шесть страниц убористого текста, который включает самые разные механизмы взаимодействия. Так вот у меня вопрос: когда программа перейдет в другие руки, эту важнейшую функцию координатора кто будет выполнять?
Минэкономразвития заказывало важные исследовательские работы по теме НКО, ежегодно проводило конференцию по взаимодействию НКО и органов власти, собирало и тиражировало лучшие практики межсекторного взаимодействия, публиковало документы о ходе и результатах федеральных и региональных программ.
Все эти компоненты играли важную роль для третьего сектора и обеспечивали огромную отдачу от довольно скромных сумм, выделяемых на Программу поддержки СО НКО.
На программу неоднократно «покушались», но сектор отчаянно за нее боролся, консолидируясь и находя новых и новых союзников. Когда при пересмотре бюджета встал вопрос о прекращении финансирования, лично в поддержку программы выступили Михаил Федотов и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов и другие члены Общественной палаты РФ. Нас поддержал Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, общественные советы при Минтруде и Минэкономразвития. На нашей стороне были Совет Федерации, Общероссийский народный фронт, премьер Медведев. В защиту программы удалось собрать тысячи подписей… Все это было сделано, чтобы сохранить те возможности, которые давала некоммерческому сектору Программа поддержки СО НКО под управлением Минэкономразвития. Надеюсь, в новом формате и качестве она сохранит свои главные преимущества.