Где
Москва, пр-т Стратонавтов, д. 11, стр. 1
Кому помогает
Детям с особенностями развития: творческие занятия в «Птице счастья» развивают моторику, речь, учат общаться, выражать эмоции.
Родителям особенных детей: они получают психологическую помощь, учатся взаимодействовать со своими детьми.
Как работает
Корректирует поведение детей с помощью арт-терапии. Дважды в неделю дети с ментальной инвалидностью, синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП посещают творческие и коррекционные занятия с дефектологами и логопедами. На рисовании и лепке дети развивают крупную и мелкую моторику рук, а их рисунки, пластилиновые картины, макеты достопримечательностей, керамические и стеклянные изделия отправляют на конкурсы и выставки. На музыкальных занятиях ребенок не только получает новые эмоции, но и отрабатывает произношение гласных и слогов с помощью песен, учится составлять слова.
Привлекает детей к постановкам музыкальных спектаклей с участием профессиональнх артистов. В рамках проекта «Волшебная сила искусства» дети с особенностями развития репетируют вместе с профессиональными музыкантами, цирковыми артистами и актерами театра. Они учатся работать с шумовыми — единственными доступными для них — музыкальными инструментами. Сейчас творческий коллектив ставит музыкальный спектакль «Карнавал животных» по мотивам сюиты Камиля Сен-Санса. Представление состоит из большого количества номеров, чтобы каждый ребенок мог принять в нем участие. Музыка из «Карнавала животных» используется и во время творческих занятий: дети слушают «Королевский марш льва» или «Лебедь» и пытаются отразить свои впечатления в рисунке или через лепку.
Помогает родителям принять особенности своих детей. Психологи рассказывают родителям, как понять и принять ребенка, не похожего на других. Чаще всего помощь требуется тем родителям, дети которых получили инвалидность после тяжелой болезни или травмы. Специалист помогает справиться с чувством тяжести, обиды, несправедливости, учит правильно ухаживать за детьми, при необходимости направляет к врачу.
Организует досуг для семей, воспитывающих детей с инвалидностью. «Птица счастья» несколько раз в месяц проводит инклюзивные праздники, на которых дети с инвалидностью общаются со здоровыми сверстниками. Семьи участвуют в конкурсах, рисуют, поют, просто общаются и поддерживают друг друга.
Проводит семинары по проблемам детей с ограниченными возможностями. Семинары посвящены социальной адаптации детей-инвалидов и их семей, доступности города для людей с ограниченными возможностями, психологической реабилитации и творческой терапии. В семинарах участвуют специалисты из специализированных образовательных учреждений, психологи, логопеды, дефектологи, коррекционные педагоги, представители общественных организаций, помогающих людям с инвалидностью, представители органов власти и родители детей с ограниченными возможностями.
История
Региональная общественная организация инвалидов «Птица счастья» создана в 2002 году для социальной поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью. С 2006 года НКО реализует программу «Особенные дети» с целью оказания помощи детям с задержкой психического развития. В 2005 году начался проект «Вдохновение, творчество, здоровье», включающий благотворительные концерты для детей с инвалидностью и их родителей из района Щукино, конкурс рисунков и выставку детского творчества. В 2006 году совместно с другими общественными организациями района «Птица счастья» реализует программу создания адаптивной среды через регулярные тренировки для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы — паралимпийцы».
Акценты
Организация старается вовлечь детей с особенностями развития в мир творчества и приглашает для этого профессиональных музыкантов. Музыка, рисование подталкивают особенного ребенка, в первую очередь, к развитию моторики рук, к общению и переживанию эмоций, помогают ему эффективнее, чем обычные развивающие занятия.
Планы на будущее
«Птица счастья» рассчитывает, что после длительных репетиций подопечные организации смогут выступить со спектаклем «Карнавал животных» на большой сцене. Сейчас музыканты и цирковые артисты ищут общий язык с особенными детьми, помогают им привыкнуть к новым людям и новым творческим задачам.
Лица
Елена Усманова, руководитель
Образование, специальность: Пензенская технологическая академия, специальность — прикладная математика в экономике; Московский педагогический государственный университет (МПГУ), музыкальный факультет, кандидат педагогических наук по специальности «Музыка».
Кредо: Не навреди
Любимая книга: М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Зачем вам это нужно: Я занялась этим совершенно случайно, когда учила играть на фортепиано мальчика, в семье которого росла девочка с аутизмом. Ее мама предложила написать программу для занятий с особенными детьми для уже существующей тогда организации. В то время я работала учителем музыки в общеобразовательной школе и видела, что многим ребятам музыка не очень интересна. Некоторые пытались понять, что я хочу до них донести, но такой эмоциональной отдачи, такого наслаждения и благодарности, как от особенных детей, я не получала никогда. После того как программа получила грант, я стала работать в специализированной школе.
Наталья Коленцева, логопед-дефектолог
С детьми я занимаюсь индивидуально, потому что у всех разные диагнозы, и каждому подбирается своя программа. Некоторые умеют говорить, но плохо идут на контакт, их речь очень бедна. Я учу осмысленному восприятию слова, «показываю» слова. Для меня это, прежде всего, помощь родителям, сочувствие, понимание. Родители находятся в безвыходном положении, они хотят, чтобы их дети были социализированы. И в то же время это опыт. Я ищу выходы из трудных ситуаций, обращаюсь за советами к разным специалистам, меня это развивает. Родители счастливы, когда видят результат, и я тоже. Я очень рада, что есть такой центр. Хотелось бы, чтобы такие бесплатные учреждения были в каждом районе Москвы.
Анастасия Петрова, психолог
В детстве я получила травму, долго находилась в гипсе и училась ходить заново. Тогда я пересмотрела свою жизненную позицию и решила, что надо чего-то добиваться. Я выучилась, начала работать и ко мне стали обращаться люди с проблемами. Мне удавалось решать их вопросы, хотя многие медики отказывались им помогать. В «Птице счастья» я научилась вести деловые переговоры, научилась терпению и умению преодолевать себя, когда ничего не хочется и все кажется ненужным. Родители находятся в отчаянии – им не объясняют диагнозы и перспективы, они не знают, на что надеяться. Маме необходимо знать, что синдром Дауна не проходит, это диагноз, с которым надо смириться и помогать ребенку реализовать себя в этом мире. В связи с реформами в образовании и медицине сложно сказать, какие перспективы у нашей организации. Хотелось бы верить, что наша деятельность нужна.
Для вас
Желающие помочь «Птице счастья» могут в качестве волонтеров участвовать в организации концертов, распространять информацию о деятельности организации, посидеть с детьми, когда родителям необходимо уйти, а также помочь пожертвованием.