О возможных поправках в Федеральный закон N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сообщила заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Алла Дзугаева. По мнению департамента, необходимо ввести определенный срок проживания в столице, после которого ребенок мог бы претендовать на получение квартиры в Москве, а также ввести список на обеспечение жильем.
Дзугаева подчеркнула необходимость введения наказания за нецелевое использование квартир сиротами: «15-ФЗ запрещает нам выселять детей, нарушающих условия договора безвозмездного пользования жильем. Но как тогда нам реагировать, если ребенок сдает полученную от нас квартиру, а сам возвращается в квартиру, к примеру, своей матери, лишенной родительских прав? Мы предлагаем выселять таких детей в другое жилье — по нормам общежития. В Москве такой жилой фонд есть».
Как отметила юрист Центра социально-трудовых прав Ксения Михайличенко, данные поправки не лишают нуждающихся в специальной социальной защите граждан права на предоставление им жилья и могут разрешить существующие законодательные коллизии. Она считает, что регламентация ведения списка детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, позволит избежать ситуаций, когда ребенок получает квартиры сразу в нескольких регионах. Для этого эксперт предлагает создать единую федеральную базу данных, где все субъекты будут собирать информацию, что позволит исключить дублирование.
Эксперт при этом подчеркивает, что предложение о выселении сирот в общежития нуждается в доработке. «В законе присутствует запрет на нецелевое использование жилых помещений, но отсутствует механизм контроля и пропорциональных санкций за нарушения, — говорит Михайличенко. — В проекте предлагается выселять таких граждан в общежитие. На наш взгляд, данная норма не совсем доработана, отсутствуют четкие критерии, по которым жильца можно выселить, что может привести к нарушениям. Проект следует доработать в части установления конкретных нарушений в пользовании жилым помещением, порядка проверок, возможно, введения каких-либо предупредительных мер перед окончательным выселением в общежитие».
Юрист отметила, что поправки об установлении «ценза оседлости» могут привести и к нежелательным последствиям. По действующему законодательству жилье предоставляется органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает гражданин, независимо от того, сколько времени он проживает в этом регионе. «В связи с этим могут возникнуть ситуации намеренного переезда за несколько месяцев до совершеннолетия с целью получить квартиру в конкретном регионе, в первую очередь в Москве», — отмечает Михайличенко.
С другой стороны, одним из конституционных прав гражданина является право на свободу передвижения и выбор места жительства, подчеркивает эксперт, и установление конкретного срока проживания в регионе может препятствовать интересам ребёнка. Например, ребенок может поступить в учебное заведение в другом регионе или же просто решить сменить место жительства, объясняет юрист. «Также здесь может возникнуть проблема с подтверждением срока проживания, который обычно устанавливается на основе данных о регистрации, но оформление документов нередко занимает достаточно большое количество времени и посчитать период, который человек фактически прожил в определённом месте, может быть затруднительно», — говорит Михайличенко.
Эксперт напоминает, что если поправки будут рассмотрены Федеральным собранием РФ и внесены в закон, то у граждан, чьи конституционные права он нарушает в конкретной ситуации, есть право обжаловать его в Конституционном суде РФ на предмет несоответствия Конституции РФ.
Фото: pixabay.com / users/tookapic-1386459