На пленарной сессии, открывшей конференцию, эксперты и участники рассмотрели проблему продвижения благотворительности и восприятия этой темы в обществе и попытались ответить на вопросы: что удалось сделать, благодаря кому и чему это получилось, какие методы не сработали, кто стал агентом перемен.
По мнению исполнительного секретаря Форума Доноров Ольги Барнашовой, значительную роль в продвижении благотворительности как сектора сыграли институты. Среди ключевых игроков она выделила Агентство социальной информации, CAF Россия, Фонд Потанина, Форум Доноров, ВШЭ. По ее мнению, все они делали сознательные усилия для продвижения самой идеи институциональности и мысли о том, насколько важны и доноры, и благополучатели.
Во-вторых, важное значение имели и коалиции, когда по общим и отдельным поводам различные институты собираются вместе. Например, в 2006 году организации объединились для проведения года благотворительности. Еще один игрок — государство (Комиссия Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства, Министерство экономического развития, Открытое правительство).
Усилия всех игроков сектора были направлены на широкие массы или государство, а также на возможных участников — частных лиц и компании, которые могли бы стать институтами благотворительности. Свою работу по продвижению идей благотворительности они проводили, используя общественные кампании, пиар, рекламу, лекции, круглые столы, конференции, выставки и ярмарки, публикуя аналитические материалы и исследования, участвуя в различных платформах, проводя рейтинги и конкурсы для отдельных типов организаций.
По словам Ольги Барнашовой, одним из ярких трендов как результата деятельности игроков рынка стал рост доверия широкой аудитории к благотворительным фондам. «Однако усилия отдельной институции не оказывает серьезного влияния на весь сектор. Есть необходимость объединения усилий. Неэффективно продвижение идеи институциональной благотворительности как самоценности. Просто говорить о том, что фонды целевого капитала — это здорово, недостаточно. Нужно показывать это с помощью других механизмов, успехов, возможно, даже провалов», — говорит эксперт.
Исполнительный секретарь Форума Доноров отмечает важность государства как партнера, наличия «послов» благотворительности в органах власти, необходимость стратегического взаимоотношения с государством.
«Есть недостаток общей повестки в секторе. Организациям трудно объединиться, это случается редко. Есть необходимость использования широкой медийной поддержки и узнаваемых лиц. Даже при успешности любой кампании по продвижению благотворительности ничто не заменит постоянных усилий», — резюмировала Барнашова.
Данные исследований и статистика подтверждают, что люди стали участвовать в благотворительности. Лев Амбиндер, президент Русфонда, одного из старейших фондов в России, который в этом году отмечает свое 20-летие, рассказал, что количество жертвователей и объемы пожертвований за эти годы выросли в разы. Так, за первые 10 лет фонд собрал 18 млн долларов, а за вторые 10 лет — 200 млн долларов. По итогам 2015 года корпоративные сборы составили 11% от общих сборов, все остальное — пожертвования граждан. Всего Русфонд за 2015 год собрал 1,6 млрд рублей.
«Сегодня в частной благотворительности, по моим ощущениям, участвуют 20-24 млн человек», — уточнил Амбиндер.
В секторе благотворительности, по его мнению, появилась конкуренция: за тяжелобольных детей, клиники конкурировать стали даже телевизионные благотворительные проекты. «В 2015 году появились мощные телевизионные конкуренты, часть доноров Русфонда с Первого канала ушла на другие каналы, на которых тоже появились благотворительные проекты», — отметил Лев Амбиндер.
Как рассказал Амбиндер, вся работа Русфонда строится на бизнес-схеме, за исключением того, что фонд не имеет права на прибыль. Свою работу фонд проводит, воспитывая доверие читателей и зрителей. Это достигается путем тщательной проверки просьб о помощи (над этим работают порядка 50 экспертов фонда), рассказывая о ребенке и отчитываясь за собранные средства.
По его словам, интересно то, что в 2015 году появились новые телевизионные форматы, в рамках которых есть история о ребенке, но нет рассказа о том, куда идут деньги, как они тратятся. Кроме того, появились сайты, которые собирают неплохие деньги, но не отчитываются о расходах, есть сайты, которые являются копиями интернет-ресурсов благотворительных фондов. Прецедентом стало то, что даже появился фонд, который покупает рекламные площади в деловых изданиях.
Как считает Лев Амбиндер, назрела необходимость введения нового понятия — благономики. «Пора ввести в журналистике разделы о благотворительности как о секторе экономики. Здесь крутятся миллиарды рублей. Тогда появится журналистская, общественная диагностика, она предтеча всех законов», — считает глава Русфонда.
Президент Благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова также отметила хорошую статистику по объемам пожертвований. В то же время, как показывают исследования, с каждым ухудшением экономической конъюнктуры фонды становятся все более закрытыми, и собирать статистику сложнее.
«Зеркалом того, что общество стало считать благотворительность большим явлением, является отношение прессы, растет число публикаций. Каждый месяц выходит около 11 тысяч публикаций о благотворительности», — говорит Чернышкова.
Фото: facebook.com/RussianDonorsForum