Первым совместным театральным проектом фонда «Со-единение» и Театра наций стал спектакль «Прикасаемые», получивший номинацию на «Золотую маску». В новом спектакле «Совершенно невероятное событие. Женитьба» участвуют не только слепоглухие актеры-непрофессионалы, но и люди с другими формами инвалидности. Сейчас в числе актеров можно увидеть людей с ДЦП, синдромом Дауна, человека без кистей рук.
«Особенность нашего проекта — поиск новых театральных форм, нового театрального языка. Кроме того, с одной стороны, это инклюзия. Мы приучаем общество, что люди с особенностями могут играть на сцене, с другой стороны, для людей с инвалидностью мы делаем театр доступным», — говорит президент фонда «Со-единение» Дмитрий Поликанов.
Авторы новой постановки решили обратиться к классике – пьесе Николая Гоголя «Женитьба». По сравнению с оригинальной пьесой текст для постановки был сокращен. Спектакль длится чуть больше часа. История женитьбы дворянина и надворного советника Ивана Подколесина потребовала от режиссера спектакля Михаила Фейгина четыре месяца занятий и репетиций с актерами.
«Актеры очень отзывчивые, искренние, им не нужно ничего играть или изображать, у них хороший юмор. Они своего рода бриллиантики. Мы хотим, чтобы люди, приходящие на спектакль, получили радость от общения с ними, потому что они прекрасны. Как прекрасен в сущности любой человек. Найти неповторимость каждого из наших участников было интересно и приятно», — говорит о работе Михаил Фейгин.
Постановщики постарались сделать пространство сцены максимально удобным для работы с непрофессиональными артистами. На сцене практически нет декораций. Шесть стеклянных витрин, в каждой из которых будто на показе — женихи. В других сценах эти витрины актеры с особенностями используют для игры на музыкальных инструментах, исполнения песен, своих жестов. Режиссер приглашает взглянуть на жизнь людей с особенностями будто за стеклом. Они отгорожены от мира.
На заднем плане – стеклянная стена, на которой в режиме реального времени Александр Похилько — человек без кистей рук — легко рисует Санкт-Петербург (Исаакиевский собор, набережную, мосты). В спектакле Александр сыграл одного из женихов, а также спел куплет из знаменитой песни Caruso, которую в оригинале исполнял Лучано Паваротти.
Главную роль – Подколесина — сыграл Даниил Обухов (фонд «Жизнь в движении»), для которого этот спектакль стал первым театральным опытом. В роли купеческой дочери Агафьи Тихоновны, терзающейся, кого из женихов выбрать, – Светлана Асанова, актриса «Театра простодушных» и подопечная фонда «Я есть». Актрису часто называют Дюймовочкой из-за невысокого роста. Вот и в спектакле она самая маленькая среди других актеров.
«Проект фонда «Со-единение» заинтересовал меня тем, что в одном спектакле будут играть люди с ограниченными возможностями и профессиональные актеры. Впервые в жизни было очень интересно. Под руководством режиссера я научилась быть раскрепощенной, открытой», — говорит о своем участии в спектакле Светлана Асанова.
Роль свахи Феклы Ивановны исполнила подопечная фонда «Со-единение» Надежда Голован. По словам актрисы, в проекте она решила реализовать свои способности, хотя немного и стесняется публики. «Моя цель: победить свою скованность, показывать, на что я способна, поддерживать товарищей по несчастью», — говорит Надежда Голован.
Актерам с особенностями на сцене во всем помогают профессиональные актеры: передвигаться, выходить на сцену, переводят жестовый язык в речь и наоборот – делают сурдоперевод. Дублирование органично встроено в канву спектакля.
Спектакль «Совершенно невероятное событие. Женитьба» могут смотреть слепоглухие зрители. Специально для них до показа провели тач-экскурсию, где люди с одновременным нарушением слуха и зрения смогли на ощупь познакомиться с декорациями и актерами.
Никита Паничев (фонд «Я есть!») сыграл роль Степана – слуги Подколесина, Сергей Пекарский (фонд «Жизнь в движении») и Александр Монич (фонд «Со-единение) исполнили роли женихов Анучкина и Яичницы соответственно.
На сцене только трое профессиональных актеров: Кочкарев ‑ Рустам Ахмадеев, двойник Подколесина ‑ Глеб Гервассиев и Арина Пантелеймоновна — Ирина Латушко. Все актеры – выпускники ГИТИСа.
В спектакле актеры не только играют, но и поют, и танцуют. Режиссер-сценограф Альберт Рудницкий, музыканты Сергей Жирков и Елена Сергеева в ходе репетиций создали визуально-звуковое пространство, а хореограф Екатерина Мигицко, много лет работающая в инклюзивном театре, смогла найти для каждого участника индивидуальный пластический рисунок.
Костюмы для спектакля из своих личных коллекций предоставил известный модельер Вячеслав Зайцев. В их числе: знаменитые черные мужские пиджаки «Воспоминание о будущем» (1994 год), розовый костюм невесты Pret-a-porter de-Luxe (2010 год), льняные вещи «Pret-a-porter de-Luxe Светотени» (2007 год).
Эскиз спектакля был представлен еще в декабре 2015 года на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Он был разработан инклюзивной театральной лабораторией, организованной фондом «Со-единение» при поддержке Министерства культуры РФ и Театра наций. Работа лаборатории началась с того, что три творческие группы, в составе каждой из которых режиссеры, педагоги и актеры трех ведущих театральных вузов страны, провели инклюзивные тренинги и создали эскизы спектаклей по мотивам классических произведений. По итогам работы инклюзивной театральной лаборатории была создана инклюзивная театральная школа «Со-единение». В планах школы – работа образовательной лаборатории, включающей программы для людей с ограниченными возможностями, для профессионалов театра по инклюзии, для специалистов инклюзивного театра по режиссуре и актерскому мастерству, создание проекта по адаптации музеев и театров для людей с ограничениями по слуху и зрению.
«Что стоит за тем, что видно на сцене? Огромный и иногда трудный процесс, полный радости и открытий. В нашей театральной школе проходят занятия по матрице программы обычной театральной школы. Студенты с особенностями обучаются актерскому мастерству, речи, работают с голосом, занимаются пластикой, движением. Также мы планируем открыть новый курс по созданию сценографии. Участники будут создавать пространство, в котором режиссеры будут ставить спектакли. Таким образом, студенты театральной школы станут творцами спектаклей. Кроме этого, есть занятия для профессиональных актеров по жестовому языку, инклюзии. Мы планируем привлекать специалистов инклюзивного театра для того, чтобы они делились своим опытом создания инклюзивных спектаклей и работы с актерами с разными особенностями», — рассказала продюсер проекта Виктория Авдеева.
По словам режиссера Дмитрия Брусникина, одного из кураторов творческих мастерских, «настало время, когда не только люди с инвалидностью нуждаются в нас, но в большей степени мы нуждаемся в них».
«Доброте и соединению надо учиться. Видно, общество находится в таком серьезном состоянии, когда этой доброты явно не хватает. Поиск театрального языка в эту сторону тоже необходим», — считает Дмитрий Брусникин.
Спектакль «Совершенно невероятное событие. Женитьба» планируют показать в рамках культурной программы на Петербургском экономическом форуме, который пройдет 16-18 июня. А 19 июня показ спектакля состоится на сцене Театра Станиславского и Немировича-Данченко.