Кто имеет право проверять НКО и чаще всего это делает?
Главный орган, где скапливается основная информация о деятельности организаций третьего сектора, — Министерство юстиции РФ. Оно проверяет некоммерческие организации чаще всего. В последнее время некоммерческими организациями также живо интересуется прокуратура. Могут прийти контролеры из Налоговой инспекции, внебюджетных фондов: Фонда обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда, а также из трудовой инспекции.
Некоторое время назад Счетная палата заявляла о том, что собирается проверять тех, кто получает государственные гранты, но прецедентов пока не было. Это могут также быть специфические контролирующие органы: например, для частных образовательных организаций — Рособрнадзор, для занимающихся реабилитаций наркозависимых — подведомственная служба Минздрава, для средств массовой информации — Роскомнадзор и так далее, в зависимости от специфики организации.
Ассоциация «Юристы за гражданское общество» много лет консультирует некоммерческие организации по правовым вопросам, в частности, помогает им безболезненно пройти проверки. По вашему опыту, какие нарушения чаще всего находят проверяющие?
Наши юристы работают более чем в половине регионов страны, поэтому у нас есть определенная картина самых распространенных проблем. Если говорить о проверках Минюста, то ведомство проверяет, прежде всего, два направления: соответствует ли деятельность организации закону и ее собственному уставу. И здесь нарушения выявляются очень часто.
Организации, особенно старые, давно зарегистрированные, забывают поглядывать в свой устав и начинают заниматься деятельностью, которая в нем не прописана. Например, издают книги, тогда как такой вид деятельности в уставных документах не предусмотрен. Это считается нарушением закона. Другая часто встречающаяся проблема — адрес, указанный в уставе, не соответствует фактическому нахождению организации.
Чем это грозит?
Контролирующие органы будут пытаться связаться с организацией именно по официальному адресу, указанному в уставе и, соответственно, в Едином реестре юридических лиц. Если организация давно переехала, никто не будет ее разыскивать. Если корреспонденция возвращается в Минюст или сотрудники министерства приходят на выездную проверку и не находят вас по этому адресу, сразу после этого они подают в суд о ликвидации организации, поскольку считается, что ее не существует. Вся ответственность за это лежит на самой НКО.
В нашей практике был случай, когда образовательная организация, зарегистрированная на территории одного из вузов, чудом узнала, что Минюст запланировал выездную проверку, возникли проблемы… Надо отслеживать, чтобы адрес соответствовал фактическому или хотя бы исправно получать приходящую на него корреспонденцию.
За какие нарушения штрафуют?
За несданный в Минюст отчет — отчетность надо предоставлять каждый год до 15 апреля. Сам штраф невелик (от 3 до 5 тысяч рублей), но опять же существует риск, о котором я уже говорил: за дважды несданный отчет Министерство юстиции имеет полное право обратиться в суд и ликвидировать организацию, поскольку считает, что она фактически не действует.
Кстати, только в этом году Минюстом в суды направлено 6845 исковых заявлений о ликвидации НКО. Министерство делает это каждый год, и некоторые неработающие организации этим пользуются: процедура ликвидации сложная и дорогостоящая, и им проще два года подряд не сдать отчет и заплатить штраф, чтобы государство взяло на себя заботу их ликвидировать. Но если вы работаете и планируете продолжать работать, то лучше позаботиться о том, чтобы вас не закрыли.
Какие еще нарушения влекут за собой серьезные последствия?
Большинство нарушений заканчиваются предписаниями с рекомендацией об устранении. Правда, есть специфический случай: организации, выполняющие функции иностранного агента. Если у организации есть иностранные деньги и, по мнению Минюста, она осуществляет политическую деятельность и не подала заявление о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агент, то министерство может инициировать административное производство и наложить на организацию серьезный штраф — от 300 до 500 тысяч рублей.
Надо сказать, в качестве политической может быть трактована почти любая деятельность и, как показывает практика, доказать ее (политической деятельности) отсутствие ни одной организации пока не удалось.
Да и обезопасить себя с точки зрения иностранных денег тоже получается не всегда: иностранными источниками у нас считаются не только деньги иностранных организаций, граждан и правительств, но и те, что получены от российского юридического лица, которое, в свою очередь, получило их из зарубежных источников. Например, организация получила пожертвование от компании, которая торгует лесом с китайцами… Или получает членские взносы от граждан Белоруссии или Казахстана. НКО может об этом не знать, добросовестно заблуждаться. Так что здесь надо быть очень внимательными.
Какие рекомендации вы бы дали руководителям некоммерческих организаций с точки зрения подготовки к возможной проверке?
Все государственные органы, наделенные контрольными полномочиями, до конца текущего года готовят планы проверок НКО, утверждают их и до конца декабря Генпрокуратура публикует сводный календарный план. Поэтому совет простой: вышли на работу после новогодних праздников — первым делом зайдите на сайт Генеральной прокуратуры и сделайте поиск по полному наименованию организации или индивидуальному номеру налогоплательщика (ИНН). Если организация стоит в плане проверок, вы сразу об этом узнаете, и будет время подготовиться. Если не озаботиться этим вопросом заранее, то получите уведомление за три дня до начала проверки. Что-то узнать или исправить за это время уже будет сложно.
Допустим, организация стоит в плане проверки — что делать?
Прежде всего, учить «матчасть». Например, закон «О некоммерческих организациях», статью 32, где сформулирован предмет контроля за деятельностью НКО со стороны Минюста. Она вообще должна быть настольной книгой всех некоммерческих организаций. Не пренебрегать законом 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» — это основной документ, где заложены общие правила прохождения проверок: плановых, внеплановых, как проводятся, как составляются акты по результатам…
Конечно, если у организации есть юрист, он все это обязан знать. Но, как показывает практика, мало кто из российских НКО может позволить себе юриста — это роскошь. Уровень правовой грамотности в целом по-прежнему очень низкий, как мы ни стараемся. Определенные подвижки есть, но недостаточные. Поэтому аргументированно спорить с проверяющими решаются немногие.
А можно ли вообще с ними спорить — или это выйдет, что называется, себе дороже?
Безусловно, если вы считаете действия проверяющих необоснованными, необходимо аргументированно заявить об этом. Тем более что ведомства нередко пытаются немного выйти за рамки своих полномочий, просто потому что им так удобнее: например, обязать организацию предоставить документы, которые Минюст может и должен сам запросить в рамках межведомственного взаимодействия (скажем, выписки по банковским счетам или бухгалтерский баланс).
Если вы с чем-то не согласны, нужно письменно зафиксировать это в акте проверки. Вообще может быть две стратегии взаимодействия с проверяющими. Либо вы готовы согласиться со всеми их требованиями, лишь бы побыстрее и с минимальными потерями пройти ее. Либо вы готовы заявлять, что проверяющий выходит за рамки своих полномочий. Но для этого нужно уверенно знать свои права.
Что, по-вашему, входит в «набор» первой правовой помощи – что обязан знать любой руководитель некоммерческой организации, ожидающей проверки?
Во-первых, внимательно изучить распоряжение о проведении проверки. Это важно, поскольку там могут быть истребованы те документы, которые органы власти не вправе требовать. Многие организации паникуют: начинают все собирать и привозить то, чего от них не просили. Этого делать не надо: ничего лишнего. Все передается под опись. Проверяющие тоже люди, что-то может потеряться, а потом организации предъявят претензии. Если понадобится что-то дополнительное, довозим, получая соответствующую отметку о приеме.
Во-вторых, надо знать, что принять проверяющих может только руководитель. Бывает, что директор организации в длительной командировке или на больничном – нужно озаботиться и назначить лицо, исполняющее обязанности. В противном случае это будет нарушением. Рядовой сотрудник никому ничего не должен давать или показывать.
В-третьих, пускать в офис следует только тех, кто указан в распоряжении о проверке, и только при предъявлении служебного удостоверения. Бывают комплексные проверки, когда с сотрудником прокуратуры приходят еще работники Минюста или Налоговой инспекции, но все они должны быть перечислены в распоряжении. Были прецеденты, когда с проверяющими приходила целая делегация с камерами с известного телеканала…
Это, пожалуй, минимум. Более подробно об этом можно узнать из разработанных нашими юристами пособия «Девять рабочих тетрадей по проверкам». Экземпляр сборника можно получить в офисе Ассоциации «Юристы за гражданское общество», предварительно связавшись c координатором по почте info@lawcs.ru.
Справка
По данным итогового доклада Министерство юстиции РФ за 2015 год, в прошлом году было проведено 6094 проверки деятельности некоммерческих организаций, из них 380 — внеплановых. По итогам проверок Минюстом принято 56074 меры правового реагирования в отношении НКО. Вынесено 35 тысяч письменных предупреждений о нарушениях, приняты 27 решений о приостановлении деятельности общественных объединений, 87 решений о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий. В отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 13889 протоколов об административных правонарушениях.