Участники форума, организованного Ассоциацией организаций по защите семьи , подчеркнули особенную важность некоммерческих организаций, оказывающих поддержку многодетным семьям.
Как отметила президент Московской областной общественной организации помощи многодетным семьям «Многодетные мамы» Марина Семенова, организации по работе с многодетными семьями необходимо создавать, потому что они сами уже являются профилактикой абортов или кризисных ситуаций в семье.
«Сама многодетная семья, как правило, зациклена сама на себе. Семьям нужно где-то встречаться, потому что многие мамы просто стесняются выходить на улицу с большим количеством детей. На нас оборачиваются, охают-ахают, могут даже употреблять заезженные неприятные фразы, — подчеркивает Семенова, сама являющаяся мамой шестерых детей. — Многодетные у нас в стране воспринимаются неправильно, как я считаю, но мы, некоммерческие организации, помимо того, что организуем досуг, еще и пропагандируем многодетность и показываем, что многодетные семьи хорошие, нужные и красивые», — уверена Семенова.
Она также отметила, что в таких семьях, по результатам мониторинга, проведенного организацией, дети с большей вероятностью получают хорошее высшее образование.
«Как это ни парадоксально, это так, потому что мама, сидящая дома с маленьким ребенком, может найти время, чтобы помочь в учебе старшему. Кроме этого дети из многодетных семей чаще более социализированные дети, порой даже более воспитанные, чем дети из семей с двумя или одним ребенком», — рассказала Семенова.
Несмотря на это в России многодетным семьям оказывается недостаточная поддержка, считают эксперты.
Как отметила директор «Ольгинских детских семейных приютов трудолюбия» и председатель правления центра родительской культуры «Светлица» Ольга Лукоянова, в российском законодательстве существует значительная брешь.
«На законодательном уровне в нашей стране существует поддержка семей, не только многодетных, с маленькими детьми до полутора лет. Но в возрасте детей от полутора до трех лет поддержка матерей, которые воспитывают детей, минимальная — 52 рубля. Это непонятная сумма, которую многие мамы даже не идут оформлять, потому что это просто смешно», — считает Лукоянова.
Она отметила, что многие аспекты концепции семейной политики РФ направлены на выход матерей на работу. «Такой подход является в корне неправильным и только ухудшает демографическую ситуацию в России», — подчеркнула эксперт.
При этом в законодательстве Российской Федерации до сих пор нет единого определения понятия «многодетная семья», как отметила Ольга Собещанская, вице-президент Крымской региональной общественной организации членов многодетных семей «Семьи России».
Представители некоммерческого сектора считают, что необходимо проработать нормативно-правовую базу по многодетным семьям на уровне федерального законодательства РФ. Как подчеркивают эксперты, нуждается в дополнении 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Как отметил первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко, 442 закон является хорошим подспорьем в организации работы некоммерческого сектора по реализации семейной концепции, но важно, чтобы из поля его внимания не пропали ресурсные центры НКО.
«Отличительной чертой современности стало взаимодействие НКО с системой ресурсных центров, которые, оказывая поддержку НКО, являются, по сути своей, локомотивом развития и дальнейшего существования НКО, — считает Вовченко. — Ресурсные центры призваны обеспечить поддержку НКО. Наша нормативно-правовая база движется в сторону оказания услуг населению, а ресурсные центры оказывают помощь своим же коллегам — таким же НКО, поэтому важно, чтобы они получали поддержку, и необходимо, чтобы центры не выпали из сферы государственной поддержки», — подчеркнул Вовченко.
Он также отметил, что в настоящее время в законодательстве РФ складывается уникальная ситуация.
«В законе достаточно подробно прописаны основы социального обслуживания, в том числе в отношении детей, матерей и семей, в которых дети воспитываются. В 120 законе по профилактике при этом прописаны полномочия органов опеки, но не сформированы услуги. Профилактика семейного неблагополучия как услуга вообще не сформулирована, — подчеркнул Вовченко. — Необходимо прописать, что входит в систему профилактики, какие конкретно действия и услуги, а также просчитать их и прописать в тарифе и соответственно компенсировать их тем, кто их оказывает», — считает Вовченко.
Участники форума заявили о необходимости разработки модели взаимодействия СО НКО с органами власти, образовательными и религиозными организациями и представителями бизнеса, а также создании единого информационного пространства СО НКО с использованием государственных ресурсов — портала государственных услуг — для того чтобы сделать информацию о ресурсах СО НКО доступными для всех граждан.
Фото: Ирина Лактюшина