Как привлечь и заинтересовать бизнес и власть? Как наладить партнерские отношения, получить финансовую поддержку? Такие вопросы нередко встают перед представителями некоммерческих организаций. Пытаясь привлечь к себе внимание, НКО допускают много ошибок в процессе коммуникации, которые отталкивают спонсоров и чиновников.
«Без умения строить коммуникации сложно ожидать в чем-нибудь успеха, будь то привлечение внимания, установление связей, фандрайзинг. Успех нашего дела зависит от успешности коммуникаций», — подчеркивает директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова.
Для того чтобы разобрать с аудиторией типичные ошибки в процессе коммуникации представителей НКО с представителями бизнеса и органов власти, приглашенные эксперты вместе с ведущим воспроизвели ситуацию знакомства в кулуарах конференции: руководитель НКО общается с представителем крупной компании и чиновником, чью поддержку стремится получить. Излишняя настойчивость в получении финансирования, фамильярное обращение к потенциальному партнеру, отсутствие внятного рассказа о своем проекте, который нужно поддержать, — примеры неудачной коммуникации со спонсором. Эксперты советуют воздержаться от чрезмерных комплиментов в адрес собеседника, а также от негативной оценки других некоммерческих организаций.
«Такие сцены у меня в жизни происходят постоянно. За семь лет в компании «Еврохим» я узнал сотни, тысячи НКО, которые помогают людям с инвалидностью, детям, пенсионерам. Каждый день они от меня требуют деньги, некоторые на отказ помочь заявляют: «Ах, вы не любите детей…». Поэтому мы прописали социальную политику, в которой отразили принципы нашей социальной поддержки и описали ряд социальных программ, — рассказал директор департамента коммуникаций минерально-химической компании «Еврохим» Владимир Торин. — Нужно научиться правильно разговаривать, быть полезными друг другу, ведь бизнес очень расчетливый, ищет выгоду. Например, мы делаем спортивный комплекс, потому что нам выгодно, чтобы в регионе жили здоровые люди». Не стоит апеллировать к чувству долга, социальной ответственности бизнеса и заставлять его сделать «хоть что-то хорошее», советует Елена Тополева.
По мнению Торина, наиболее интересны для спонсоров организации, которые не просто просят о помощи, но умеют показать, что действительно занимаются делом, предъявить результат — таким активистам доверяют. «Как только появляется доверие, появляются деньги», — говорит эксперт. Самыми успешными становятся фандрайзеры, которые приглашают потенциальных спонсоров участвовать в своей деятельности в качестве волонтеров, отмечают эксперты.
«Чтобы достучаться до сердца компании, главное – показать, чем вы занимаетесь. Не надо сидеть и ждать, пока кто-то сам к вам придет, нужно действовать активно. При этом мы не должны делать акцент на том, что мы хорошие и прекрасные, а на том, что мы уже сделали и делаем прямо сейчас», — советует Елена Тополева.
В центре коммуникации не должно быть обиды и самоуничижения, негативного настроя. «Нам никто не хочет давать денег», — такой посыл оттолкнет спонсора, решившего, что к нему обратились с некачественным и неинтересным проектом, подчеркивает Тополева.
«Убедить другую сторону в том, что вы действительно что-то делаете, и вызвать интерес — абсолютно реальные вещи. Нужно понимать, что на крупные встречи и конференции мы приходим с определенными целями, чтобы обсудить совместные дела, и НКО, которые вклиниваются в беседу, например, чиновника с бизнесменом, и говорят о чем-то непонятном, могут раздражать. Обычно я даю свои контакты и стараюсь закончить то, ради чего пришла. Но все можно простить, когда человек знает, о чем говорит, и у него есть четкие цели и задачи», — считает помощник министра здравоохранения РФ Ирина Андреева.
При общении с чиновниками важно соблюдать дистанцию и проявлять уважение без излишнего преклонения. Приглашая на свое мероприятие представителя власти, не стоит, например, соглашаться только на министра. Если сможет прийти другой чиновник, нужно отнестись к этому с пониманием — добиться их внимания не так просто, отметила Елена Тополева.
К любой встрече с бизнесом или властью нужно готовиться — узнать приоритеты компании, внимания которой вы хотите добиться, быть внимательными с именем собеседника. Перепутать имя, фамилию, должность – значит показать свою некомпетентность, отмечают участники мастер-класса.
В коммуникации важно настроиться на волну собеседника, постараться услышать его, понять, в каком он настроении, и развивать свою «коммуникационную интуицию», говорит Тополева.
Следующее мероприятие медиаклуба состоится уже в конце июня. Его темой станет взгляд журналистов на НКО как источник информации.
Фото: Ольга Воробьева