В форуме приняли участие около 200 человек из разных регионов России. Специалисты государственных и муниципальных служб, негосударственных и общественных организаций, представители органов власти обменялись опытом, обсудили технологии работы и распространения успешных инновационных практик. Участники форума отметили успехи Башкирии в сфере профилактики социального сиротства и как основную причину этого успеха — высокую заинтересованность и вовлеченность в решение проблем органов власти города Уфы.
«За короткий срок в башкирской столице удалось сделать то, что в других регионах занимает гораздо больше времени: в два раза сократилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — рассказывает директор Благотворительного фонда профилактики социального сиротства Александра Марова. — Внедрены система раннего выявления и технология работы со случаями. Еще одна инновация — оказание профилактических услуг, направленных на сохранение ребенка в семье. Хорошо поставлена деятельность по предотвращению отказов от новорожденных. Такой успешный опыт региона необходимо транслировать и тиражировать на всей территории страны».
Организаторами форума выступили Общественный фонд развития города города Уфы, Благотворительный фонд профилактики социального сиротства (Москва), Администрация и Управление по опеке и попечительству Уфы.
«Социальная сфера — особая, не секрет, что в этой сфере наблюдается текучесть кадров. Вновь поступающих специалистов необходимо обучать технологиям работы, — отметила Александра Марова. — В то же время уже работающим специалистам необходимо регулярно знакомиться с новыми методами работы, проходить супервизию и профилактику выгорания». По итогам форума принято решение о создании в Уфе ресурсного центра для поддержки специалистов, работающих в сфере профилактики социального сиротства.
Большой интерес вызвала дискуссия о профилактике буллинга в детской и подростковой среде. Согласно данным исследования, проведенного в 26 школах, в 24% случаях насилие исходит от старших учеников, в 39% — от ровесников и в 4% — от учителей. Активисты пришли к мнению, что работы школьного психолога недостаточно, необходим системный и комплексный подход к решению проблемы, который будет включать создание в школах благоприятной психологической среды, просветительские волонтерские проекты, использование некарательных санкций и процедуры медиации.
Участники форума обсудили также проходящий в регионах общественный мониторинг соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства РФ № 481 — так называемую «реформу детских домов». Итоги всероссийского мониторинга еще не подведены, но уже видны тенденции, и активисты готовятся к анализу полученных результатов и обсуждению мер для устранения выявленных проблем и препятствий.
Фото: opekaufa.ru