Перед глазами родителей и детей, направляющихся в детские магазины через главный атриум ЦДМ, — ряды больших и маленьких шарлоток без ценников. Эти пироги — «Осенний поцелуй», «Осенний марафон», «Душенька грушенька», «Золотая осень», «Шарлотушка-хохотушка» — испекли обычные горожане, которые решили помочь продажей выпечки Благотворительному фонду «Детские сердца». На столах — домашняя выпечка от кафе «Кофе пью», вегетарианские шарлотки с яблоками, грушами и вишней от Благотворительного фонда «Пища жизни».
Для того чтобы попробовать шарлотки, нужно взять за пожертвование талон на кусок пирога и обменять его на понравившуюся выпечку. Через пару часов талонов, как и многих шарлоток, уже не осталось. Кое-что из выпечки исчезало на глазах, например, шарлотка «Звездные войны», которую представлял Дарт Вейдер.
Шарлотка — самый простой в исполнении пирог, поэтому именно ее решили сделать основой благотворительного фестиваля, объясняет Катя Бермант, директор Благотворительного фонда «Детские сердца». «Чизкейк, например, сделать сложно и не всякому удастся, а шарлотку умеют делать все — женщины, дети, мужчины. Кроме того, это недорогой пирог. Дешевле только яичница. При этом он изыскан — шарлотку можно сделать с коньяком, орехами, со взбитыми сливками… Это удивительно ресурсный пирог. Даже если сделать его простым, он будет самым вкусным», — считает Катя Бермант.
Свои шарлотки для праздника испекли известные актеры и телеведущие — Нелли Уварова, Анатолий Белый, Тутта Ларсен. Актриса Алена Хмельницкая сделала тематический пирог «Золушка» от мюзикла «Золушка», в котором она играет роль. Друзья фонда также принесли на фестиваль корзины деревенских яблок.
Кулинарный формат благотворительности начал распространяться как раз с подачи фонда «Детские сердца». После Фестиваля шарлотки, который впервые прошел в 2011 году, появились «Смородиновая вечеринка», «Плюшки-ватрушки» и другие семейные благотворительные праздники, рассчитанные на совместное приготовление еды. Привлечь участников к продаже собственной выпечки помогает конкурс — авторы самых вкусных, изобретательных, запоминающихся шарлоток получают подарки.
За пожертвование можно было купить не только талон на кусок пирога, но и лотерейный билет. В течение всего фестиваля дети вместе с ведущим раскручивали барабан с билетами и доставали номера победителей. В качестве призов можно было получить лоты от спонсоров фестиваля — кафе «Кофе пью», издательства «Эксмо», компании «Комус» — кулинарные книги, наборы для выпечки, бытовую технику. Сотрудники «Кофе пью» и компании Electrolux провели для детей кулинарные мастер-классы.
«Мне кажется, очень здорово, когда благотворительность ищет новые форматы и становится интересной, развлекательной — так о ней очень просто рассказать детям. Вообще для детей здесь много возможностей, мой ребенок сказал, что поедет на фестиваль еще раз. Он спросил: «Если бы Фестиваль шарлотки длился неделю, мы бы испекли миллион шарлоток?», — рассказала основатель благотворительного проекта «Уютка» Мария Рапопорт. По мнению Рапопорт, фестиваль показывает людям, что даже небольшим вкладом можно помочь общему делу. Он ненавязчив и не требует больших вложений, уверена она.
По словам сотрудников «Детских сердец», в 2016 году площадка Центрального детского магазина помогла охватить публику, мало знакомую со сферой благотворительности, и это сыграло фонду на руку.
«Первый раз мы делали фестиваль в кафе «Март», не совсем маленьком кафе с вполне большим залом. Но сейчас мы в Центральном детском мире. Что будет в следующий раз? Думаю, что Большой Кремлевский дворец. Раньше, когда фестиваль проходил в закрытых местах, мы приглашали свою публику. В парке имени Горького, где проходила «Шарлотка» в 2015 году, была вероятность, что могут прийти люди с улицы, поскольку там были указатели, но она практически не реализовалась. Здесь же большинство посетителей — это не те люди, которые знают о фонде и ходили на шарлотку уже пять лет. Это посторонние люди. И это как раз то, ради чего мы это делаем», — говорит Бермант.
«Шарлотка» создана, в первую очередь, не для привлечения средств, а для привлечения сторонников. «Мы здесь ловим волонтеров, объясняем людям, которые в последний раз читали о благотворительности у Диккенса, что это такое. Мы рассказываем, что это живое движение, шанс реализовать себя как личность, раскрыть весь человеческий потенциал, который у тебя есть», — объясняет директор фонда.
Фестиваль шарлотки помог собрать 220 749 рублей в пользу подопечной Благотворительного фонда «Детские сердца», трехлетней Дианы Карповой из Ростовской области, которой нужна операция на сердце. В 2015 году на фестивале собрали 150 тыс.рублей.
Фото: Ольга Воробьева