В январе 2017 года Общественная палата РФ (ОП РФ) может провести дополнительный набор в составы обновленных общественных наблюдательных комиссий (ОНК), сообщает «Коммерсант» со ссылкой на секретаря ОП РФ Александра Бречалова. «Более того, мы предлагаем дать финансирование ОНК со стороны государства: не зарплату, конечно, но на инфраструктуру. Ведь не все бессребреники, чтобы ехать 500 км за свои деньги до учреждения для общественного контроля. ОП понимает значимость этого института», – приводит издание его слова.
Ранее ОП РФ обнародовала составы обновленных ОНК в 42 субъектах РФ. В ряде регионов, в том числе и в Москве, количество членов комиссий снизилось ниже квот, рекомендованных ОП РФ. Ход голосования по формированию комиссий вызвал резкую критику президиума Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), члены которого заявили о грубом нарушении норм права и этики. В СПЧ также обратились правозащитники, которые заявили, что ряд лиц, официально выдвинутых от общественных объединений, не попали в итоговые списки кандидатов.
Несколько известных общественных деятелей, ранее активно участвовавших в работе ОНК, оказались вне состава обновленных комиссий. В состав ОНК, в частности, не вошли члены СПЧ Елена Масюк и Андрей Бабушкин, общественный деятель Анна Каретникова и Вадим Коростылев из Московской Хельсинкской группы. По словам Бречалова, Бабушкину было отказано во входе в состав комиссии из-за того, что действующее законодательство запрещает лицам на выборных должностях работать в ОНК.
Председатель СПЧ Михаил Федотов считает, что Бабушкину отказали безосновательно, поскольку он является всего лишь рядовым депутатом районного собрания. «Не понимаю, почему не прошла член СПЧ Елена Масюк, имевшая многочисленные рекомендации. Но нам отказываются показать опросный лист. Это все равно что отказаться обнародовать информацию о кандидатах в депутаты, ведь члены ОНК выполняют публичные функции», – заявил Федотов в интервью «Коммерсанту».
По словам председателя президентского совета, прозрачность выбора новых членов ОНК «куда-то улетучилась» на стадии формирования опросных листов. «Придется гасить скандал, как мы и договорились с Александром Бречаловым, путем проведения донабора. Другого пути не вижу», – подчеркнул он. Федотов заявил, что намерен настаивать на изменении действующих правил формирования комиссий.
«Проанализировав списки, я вижу, что практически во всех регионах произошло снижение количества членов ОНК. В моей родной Чувашии из имеющих опыт работы в ОНК остался лишь один человек – бывший председатель ОНК. Остальные к правам человека не имеют отношения вовсе. Я не буду говорить, что общественный контроль за тюрьмами в России умер. Он и в полном объеме родиться-то не успел, так как какие бы крутые правозащитники ни работали в ОНК прошлых созывов, они осуществляли контроль, даст бог, на 10%, а в большинстве случаев и одного процента не покрывали», – заявил Алексей Глухов, бывший член ОНК Чувашской Республики.
Формирование комиссий в 2013 году также вызвало нарекания со стороны правозащитного сообщества. Ассоциация «Агора», представившая доклад о нейтрализации общественного контроля в России, тогда заявила, что по институту общественного контроля за местами принудительного содержания в нескольких регионах страны «был нанесен сокрушительный удар со стороны силовиков». Ряд правозащитников заявили о намерении подать в суд на ОП РФ из-за недопуска в ОНК, после чего было объявлено о дополнительном наборе в комиссии.
Фото: flickr.com / See-ming Lee