По его мнению, необходимо создать Центр оказания паллиативной медицинской помощи гражданам в Иркутской области, открыть кабинеты в медучреждениях во всех городах и районах.
Обмудсмен приводит данные регионального Минздрава: в паллиативной помощи нуждаются 20 тыс. 478 человек, среди них 4 тыс. 26 человек – с онкологическими заболеваниями, 16 тыс. 452 человека – с заболеваниями системы кровообращения. Валерий Лукин считает, что статистика занижена.
В докладе говорится, что из 33 районов и девяти городов области стационарная паллиативная помощь оказывается лишь в трех районах и двух городах. При этом 60% учреждений находятся в селах, далеко от городов, где больные могли бы получать поддерживающее лечение и реабилитацию. Омбудсмен считает, что такая помощь должны быть приближена к месту жительства больного.
По санитарным нормам на одного пациента необходимо 9-12 кв. метров, в Иркутской области показатель составляет от 4 до 10 кв. метров (норматив достигается только в онкологическом диспансере). Здания половины учреждений требуют капремонта, создания доступной среды для маломобильных групп граждан, не хватает функциональных кроватей, прикроватных туалетных кресел, ходунков и др. В некоторых нет ванной или душа, больных моют в тазиках. Не хватает квалифицированных кадров.
Среди других рекомендаций Валерия Лукина – установить тариф на оплату выезда бригады патронажной службы за счет средств бюджета Иркутской области, потому что сейчас на один койкодень выделяется 1 тыс. 495 рублей, а на выезд бригады средства вообще не заложены. Выездных патронажных служб всего две – в Иркутске и Ангарске. Однако в Ангарске этим занимается благотворительный фонд «Близко к сердцу» на средства гранта. По мнению омбудсмена, необходимо обеспечить учреждения средствами ухода (памперсы, абсорбирующее белье) из расчета средней потребности в зависимости от количества коек.
Специальный доклад направлен в органы государственной власти Иркутской области и прокуратуру. Валерий Лукин планирует выступить на сессии Законодательного собрания.