Не обернется ли реформа социальной сферы полной коммерциализацией? Способны ли НКО обеспечить искомый баланс между «дешево и сердито» и «хорошо, но дорого»? Реформу социальной сферы и место в ней организаций третьего сектора обсудили на первой открытой дискуссии в медиацентре «АСИ-Благосфера». Дискуссия была организована Агентством социальной информации и центром «Благосфера».
Зачем нужна конкуренция в социальной сфере? По мнению Льва Якобсона, первого проректора НИУ «Высшая школа экономики», это единственный способ сделать так, чтобы небольшие деньги, выделяемые на «социалку», доставались наиболее нуждающимся и использовались по делу.
«Социальная сфера по своему строению может занимать то или иное место между двумя полюсами: полного огосударствления и абсолютной конкуренции. И там, и там есть свои выгоды и издержки. Государственная система социального обслуживания (вроде той, что существовала в советское время) – это максимальный охват, унификация, гарантии. Расплачиваться за это приходится отсутствием индивидуального подхода к людям и низким качеством услуг… Тем не менее, противники конкуренции есть не только среди тех, кто глуп, плохо информирован или предвзят. Конкуренцию не любят – она стимулирует неравенство. Но надо осознавать: конкуренция нужна для развития. Она всегда «покупается» какими-то огрехами, неравенством, но дает возможность для инноваций. При этом надо понимать, что она предусматривает равные условия для всех: никаких преимуществ и никакой дискриминации, в том числе, для НКО», — сказал он.
Когда государство передает социальные услуги в частные руки или НКО, оно снимает с себя ответственность за них? Позицию госорганов на этот счет сформулировал советник министра труда и социальной защиты РФ Филипп Воронин:
«Речь идет не об отказе от обязательств, а о передаче части социальной работы тем организациям, которые могут выполнить ее более качественно и эффективно. Государство стремится стимулировать повышение качества социальных услуг – например, закон № 256-ФЗ запустил механизм независимой оценки качества услуг организаций социальной сферы. Все процессы по разгосударствлению этой области направлены на увеличение конкуренции, повышение качества услуг, появление их новых видов. Мы занимаемся этой работой на разных уровнях».
На рынок соцуслуг государство впускает новых поставщиков и таким образом экономит на содержании собственных учреждений. Но, как сказал Артем Шадрин, директор Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ, на первом месте у реформаторов не экономия средств, а доступность услуг, которые ФГУПы и ГБУ не оказывают: хосписы в регионах, профилактика социального сиротства, трудоустройство инвалидов и другие функции, требующие высокой гибкости. По его словам, есть два региона-лидера, у которых получилось реструктуризировать социальную сферу.
«Это Пермский край и Башкирия, — уточнил Шадрин. — На этот опыт стоит обратить внимание. В Башкирии превратили бюджетные социальные учреждения в автономные некоммерческие организации. В результате заметно вырос объем платных услуг, которые они стали оказывать. На мой взгляд, это замечательно: это показатель того, что мотивация этих организаций качественно изменилась, а граждане стали получать услуги сверх минимума, который им гарантировало государство. И эти организации не отнимают рынок у частного бизнеса и других НКО — они его формируют. Таким образом, государство получает возможность сэкономить, пустив сохраненные средства на оказание бесплатных услуг гражданам. Пермский же край передал на рынок все надомное обслуживание. Это привело к сокращению и полному исчезновению очередей в дома-интернаты для граждан пожилого возраста, которым предоставили освободившиеся помещения. Стоимость услуг по уходу за престарелыми людьми также снизилась: уход за пожилыми в семьях лучше и дешевле, чем в интернате. Таким образом, удалось высвободить порядка 200 млн рублей в год, направив их на программу сертификатов на оказание бесплатных услуг населению.» (Опыт Пермского края описан в презентации, скачать ее можно здесь. — Прим.АСИ)
Тему сильных сторон НКО в социальной сфере продолжила директор Агентства социальной информации Елена Тополева. По ее мнению, главное преимущество в том, что некоммерческие организации могут предоставлять «душевные» услуги:
«НКО способны стать фабриками социальных инноваций. У них есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке. Они способны заполнить только образующиеся ниши, поскольку у них есть личная мотивация, заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. Поэтому именно они продвигают инновации, которые потом становятся обычной практикой. Горячие линии, телефоны доверия, иппотерапия – когда-то всего этого не существовало, сейчас это в порядке вещей».
Первый опыт работы поставщиков социальных услуг выявил ошибки и недоработки реформ. Анна Битова, директор Центра лечебной педагогики, получила первую субсидию за работу с особыми детьми и испытала на себе проблемы.
«Государство жестко ограничивает возможность оказания социальных услуг перечнями, вписаться в которые практически невозможно, — рассказала Битова. — К примеру, в Оренбурге есть услуга «сопровождаемая занятость» для людей с аутизмом и психическими расстройствами: такие люди могут работать под присмотром. Но в перечне такой услуги нет, значит, и компенсацию получить невозможно. Другая проблема – НКО попадают в ситуацию, когда надо оформлять платную услугу: рассчитывать цену, заключать договор, подписывать акт. Такого опыта у них, как правило, нет. Более того, нет его и у центров социального обслуживания. В итоге дело тормозит на этапе оформления документов. Отдельная история — заниженные тарифы. В том же Оренбурге услуги психолога бюджет оценивал в 12 рублей в час. После скандала стало 24 рубля, но попробуйте найти психолога, который будет работать за 2 400 рублей в месяц… Это совершенно неправильный, никак экономически не обоснованный расчет тарифов. Кстати, получив от государства в прошлом году 100 тысяч рублей компенсации за оказанные социальные услуги, мы сразу попали в очередь на проверку контролирующими органами. Словом, пока никакого экономического эффекта от участия в реформе для НКО нет – в лучшем случае, будет через несколько лет».
Тем не менее, участники дискуссии пришли к выводу, что у реформы есть перспективы. При определенных условиях: устранении излишней зарегулированности, введении моратория на проверки (по аналогии с малым бизнесом), предоставлении НКО «подъемных» денег и обучении как самих поставщиков, так и госорганизаций, которые их регистрируют.
СПРАВКА
Механизмы доступа негосударственного сектора к социальным услугам прописаны в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 года. В реестр поставщиков социальных услуг, узаконенный этим нормативным актом, могут вступать все юридические лица, в том числе НКО. Поставщики получают от государства компенсацию за оказанные гражданам услуги трех типов: стационарные, полустационарные и надомные. Перечень видов услуг может насчитывать несколько десятков наименований, в него входят бытовые, юридические, психологические и другие услуги.
Правила вхождения в реестр и тарифы, по которым оказываются услуги, определяют региональные власти, хотя есть федеральные рекомендации на этот счет и требования по привлечению поставщиков.
С 1 января 2017 года появилась еще одна форма поддержки НКО на рынке услуг — статус «исполнителей общественно полезных услуг» (ИОПУ). Он введен в действие поправками в закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В ИОПУ открыт доступ бóльшему числу НКО. В основания для зачисления в реестр входит не только оказание бытовых услуг на дому, уход за больными в стационаре и полустационаре, но и помощь бездомным, социальная адаптация бывших заключенных, работа с инвалидами, детьми-сиротами. Включены в список также социальные услуги, связанные с трудовой занятостью, например трудоустройством инвалидов или обучением пенсионеров компьютерной грамотности.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» — это совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов.