Эксперты лаборатории исследований проблем экономического роста Института прикладных экономических исследований РАНХиГС предложили Минобрнауки проводить реформы последовательно, чтобы не столкнуться с массовым оттоком человеческого капитала. По мнению ученых, нынешние инвестиции в образование в условиях ограниченных ресурсов не «окупятся».
Результаты научно-исследовательской работы «Неравенство и экономический рост: эмпирические оценки роли человеческого капитала в России» опубликованы на сайте академии. Ее авторы составили систему критериев: уровень подушевого ВВП, уровень иммиграции, иммиграционная политика, неравенство доходов, а также переменные, отражающие свойства системы образования, например использование внешнего выпускного школьного экзамена или раннее распределение учеников по школам с разным уровнем сложности обучения. Работа касалась не только России, но и других стран, участвующих в сдаче PISA, — экзамена на грамотность школьников и умение применять знания в жизни.
Исследование приходит к выводу, что российская экономика — «яркая иллюстрация» низкого спроса на человеческий капитал. Мы находимся в ситуации, когда, цитата, «спрос на человеческий капитал снижается и возрастает спрос на работников, способных выполнять лишь простые, рутинные операции, не требующие использования новых, сложных технологий». Помимо плохо развитой системы образования (она подтверждается слабой успеваемостью российских школьников по результатам PISA и низкими позициями российских университетов в мировых рейтингах), Россия характеризуется низким качеством корпоративного менеджмента, в частности в крупных госкорпорациях. Кроме того, в нашей стране слабо защищены права собственности. Так что, даже если у нас будет больше высококвалифицированных специалистов, у них может не быть возможностей применить навыки при нынешнем состоянии экономики. Как следствие — ускорится не экономический рост, а эмиграция профессионалов за рубеж.