В перечень услуг органов службы занятости населения, согласно законопроекту, войдут: оказание индивидуальной помощи неработающему инвалиду при его трудоустройстве, создание условий труда, содействие в быстрой профессиональной адаптации на рабочем месте. Как утверждают в Минтруде, законопроект рассчитан на инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья. Эти категории граждан в большей степени нуждаются в помощи.
Поэтому особое внимание в документе уделяется маршруту человека с инвалидностью на работу и домой, а также его комфортному передвижению в офисе. Работодатель или специализированные некоммерческие организации будут помогать сотруднику с особенностями здоровья добираться до работы и передвигаться по территории здания. Кроме того, рабочее место должно быть оборудовано под требования сотрудника, установлен определенный распорядок дня с учетом норм трудового законодательства.
Для того чтобы людям с инвалидностью начали искать работу, в первую очередь необходимо их письменное согласие. «Согласие инвалида на проведение с ним мероприятий по содействию его занятости может быть направлено им в орган службы занятости с использованием возможностей «личного кабинета» в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», говорится в документе.
После оформления его заявления с учетом ограничений на некоторые виды трудовой деятельности сотрудники учреждений медико-социальной экспертизы отправляют данные в службу занятости населения. Служба занятости впоследствии должна связаться с желающим найти работу. Уточнив профиль образования, профессиональный опыт и пожелания относительно будущей работы, она подбирает подходящую должность из базы вакансий. Затем потенциального сотрудника знакомят с будущим работодателем.
При этом служба занятости населения, как говорится в законопроекте, «устанавливает сроки осуществления работодателем мероприятий по сопровождаемому содействию занятости инвалида продолжительностью от трех месяцев до одного года с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в зависимости от уровня его профессиональной подготовки».
Если у работника нет желания продолжать трудовую деятельность по прежней специальности (профессии), службы занятости обязаны предоставить возможность пройти профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, а затем содействовать в поиске подходящей работы по новой специальности.
Текст законопроекта и пояснительная записка к нему проходили в январе 2017 года общественное обсуждение. Сейчас документ готовится к внесению в Правительство России, после одобрения кабинетом министров будет внесен в Госдуму.
Справка
С начала 2017 года в России насчитывается 12,3 млн инвалидов, работает около 2 млн человек. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста в России составляет около 31,8% от общего числа инвалидов трудоспособного возраста, что несколько ниже аналогичного показателя в европейских странах (около 40% работающих инвалидов).
Услуга по сопровождаемому содействию занятости может потребоваться 7-8% инвалидов трудоспособного возраста, впервые признаваемых в текущем году инвалидами. Всего количество получателей услуги сопровождаемого содействия занятости может ежегодно составить около 22 тыс. людей с инвалидностью трудоспособного возраста.