Благотворительный фонд Константина Хабенского, Фонд помощи хосписам «Вера», фонд «Детский паллиатив» и Агентство стратегических инициатив 26 мая во время пресс-конференции в ТАСС, посвященной реализации проекта «Открытая реанимация», подписали совместный договор о сотрудничестве.
Согласно закону, никаких ограничений на посещение реанимационных отделений в больницах страны нет, правила доступа устанавливаются обычно в самих учреждениях. При этом в каждой медорганизации это происходит по-разному. Чтобы упорядочить систему и дать возможность родственникам находиться вместе с пациентами, несколько благотворительных организаций вместе с Агентством стратегических инициатив создали проект «Открытая реанимация». Он должен объединить пациентов, их родственников и врачей в поиске компромиссов в вопросе посещения этих отделений.
«В России существуют все предпосылки, чтобы мы вошли в команду развитых стран в отношении доступа в реанимации, — считает основатель благотворительного фонда, актер Константин Хабенский. — Все положительные варианты доступа родителей к больным детям в реанимации мы должны перенять у Израиля, США и Европы».
Однако, по словам Хабенского, на местах еще нужно проделать колоссальную работу — помочь врачам преодолеть стереотипы и четко прописать правила поведения посещающих. В этом и заключается основная задача проекта «Открытая реанимация».
«Нам нужно чаще объяснять врачам и родственникам пациентов, как это работает в мире, — рассказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева. — Обычные люди без какого-либо блата имеют доступ в реанимацию. Там нет особых условий, но самое важное, что родитель имеет возможность быть рядом. Никто никому не мешает. Корректное отношение со стороны медперсонала к семье. В России пока такого нет, но мы должны такие же стандартны применять».
Медперсонал должен обучать родственников, как вести себя в реанимации, показать, как устроена палата, считает Константин Хабенский. «Посетителей нужно занять делом: поручить следить за капельницей, поправить матрас и т.д. Так он быстрее адаптируется, становится нужным не только пациенту (как родственник), но медсестрам, так как часть их работы берет на себя», — отметил основатель фонда.
Благотворительные фонды уже разработали рекомендации для родственников, которые желают находиться вместе с больным: там указан перечень правил посещения реанимаций. Соблюдая их, посетители создают комфортную среду для самого пациента, и выздоровление идет намного быстрее, считают эксперты.
«Открытая реанимация» пока действует в Ульяновске на базе стационара № 1 детской городской клинической больницы. Здесь созданы особые условия для посещения тяжелобольных детей. На основе этого опыта будут сформулированы общие рекомендации для распространения практики в других субъектах страны.
По мнению Карины Вартановой, директора фонда «Детский паллиатив», при распространении информации о доступе в реанимацию нужно акцентировать внимание прежде всего на успешные проекты, а не на единичные случаи, когда родственников не пускали в палату к больному.
«Это процесс длительный, мы ломаем традицию, которая складывалась десятилетиями, но нужно уходить прежде всего от конфликтов сторон, научиться договариваться», — считает Вартанова.
Министерство здравоохранения, в свою очередь, старается обучать и медперсонал коммуникативным навыкам, чтобы со стороны врачей и медсестер не было никаких поводов для разногласий. Минздрав, также присутствовавший на конференции, поддержал проект и разработал соответствующее письмо для персонала реанимаций и отделений интенсивной терапии.
«В отделениях неотложной помощи должен вырабатываться командный подход, — подчеркнула директор департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава РФ Елена Байбарина. — Все работают на благо ребенка. Родители видят,какой труд у медсестер, но в то же время медперсоналу необходимо отходить от патерналистской медицины. Все стороны должны осознать, что они становятся партнерами в борьбе за здоровье человека».