АРКС провела собственный общественный мониторинг практики изъятия детей из семей и избыточного вмешательства в семью на основании обращений родителей, поступивших на горячую линию организации. По их данным, приведенные Анной Кузнецовой во время доклада президенту Владимиру Путину данные, где случаи незаконного изъятия детей из семей названы единичными, расходится с реальной картиной. Сотрудники 75 родительских организаций, подписавшихся под открытым обращением к Президенту РФ, опасаются превращения отдельных инцидентов в систему.
«Даже если предположить, что эти случаи не составляют большинства в удельном количестве случаев изъятия детей, рассмотренные нами 140 обращений граждан позволяют сделать вывод об определенных тенденциях и системности этого явления», — говорится в открытом письме президенту.
По словам активистов, несмотря на то, что все материалы расследования были предоставлены Анне Кузнецовой, они не были приняты во внимание уполномоченным. По мнению АРКС, ссылаясь лишь на обращения граждан в прокуратуру, нельзя делать конкретных выводов, потому что в семьи социальные работники наведываются гораздо чаще, чем указано в официальной статистике, и немногие граждане жалуются на давление.
«Кроме того, действующее законодательство предоставляет органам опеки и попечительства широкие полномочия по признанию семей неблагополучными и отбиранию детей по собственному усмотрению. Поэтому их действия трудно признать незаконными, выходящими за пределы компетенции этих органов», — считают авторы письма.
Итоги мониторинга показывали, что отбирают детей часто из-за плохих бытовых условий, отсутствия ремонта, мебели, недостатка продуктов, бедности, долгов за ЖКХ, трудной жизненной ситуации (потеря работы, пожар, сложности с жильем, инвалидность родителей и т.п.).
Отдельные организации, например, Родительское всероссийское сопротивление, заявили даже о выходе из Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
Агентство социальной информации обратилось к Анне Кузнецовой с просьбой прокомментировать открытое письмо АРКС и разъяснить ситуацию со статистикой, в пресс-службе омбудсмена отказались от каких-либо комментариев. Но есть и родительские организации, которые за нее заступились: к примеру, Фонд «Уральский родительский комитет» и Екатеринбургский городской родительский комитет (ЕГРК) написали собственное письмо Путину с утверждением, что за восемь лет не знают ни одного случая неправомерного отобрания ребенка из семьи в регионе.
Ранее стало известно, что Минобрнауки совместно с общественными организациями разработает регламент работы органов опеки в ситуации угрозы жизни и здоровью детей в семьях. «Министерству образования поручено совместно с общественными организациями начать разработку «порядка отобрания» детей из семьи и начать разработку изменений семейного законодательства, которые позволят сделать такую меру, как лишение родительских прав, действительно крайней», — сообщила «Известиям» президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. И подчеркнула, что этот порядок будет использоваться, только если исчерпаны все другие меры поддержки семьи: «Нельзя будет сразу подавать в суд на лишение родительских прав. Даже в серьезной ситуации первым шагом должно быть ограничение родительских прав». Еще раньше, 7 марта, Кузнецова говорила о необходимости совершенствовать работу в этой сфере, в частности узаконить приоритет по опеке над ребенком для родственников, если его нельзя оставлять у родителей. Это единственный пункт, в котором сходятся Кузнецова и сенатор Елена Мизулина, которой представили результаты мониторинга АРКС. В остальном же Мизулина считает саму допустимость отобрания детей неверной идеей.